20 февраля 2017 г.

Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности

Учитель должен быть не энциклопедическим словарём, а Сократом.

П.Блонский

17 февраля 2017 г. учителя-словесники, которые проходят курсы повышения квалификации в Донецком РИДПО по теме «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения русского языка в условиях нового филологического контента» (группа 2.3.1., рук. Рубинская Н.О.) приняли участие в лекционно-практическом занятии «Методика создания учебного диалога на уроках русского языка» (преп. Мельникова Л.В., заведующая отделом русского языка и литературы) и тренинге по усовершенствованию навыков коммуникативного и риторического анализа текста на уроках русского языка в 5-11 классах общеобразовательных организаций.

Предметом разговора во время модуля стали следующие вопросы: учебный текст на уроке русского языка: занимательность как условие активного освоения предметных знаний (Что считать учебным текстом? В чём специфика коммуникативной «модели анализа»? Как доказать целостность текста?); коммуникативный аспект анализа текстов различных стилей; коммуникативное намерение автора и отбор языковых средств текста, «коммуникативное дополнение» к заданию учебника, коммуникативные задания, закрепляющие лингвистические знания школьников; главный критерий проверки правильности понимания текста; занимательность как условие активного освоения предметных знаний, дидактические возможности художественных текстов-миниатюр; создание речевой ситуации как основа коммуникативно-речевых заданий; пословица, поговорка, афоризм как «смысловое зерно» высказывания; развертывание «речевой партитуры» персонажей опорного текста, создание новых речевых ситуаций; коммуникативный подход к анализу учебного текста на уроках развития речи; жанрово-стилистическое многообразие текстов, создаваемых на основе опорного; модель создания диалога; речевое поведение учителя и др.

Учителя активно участвовали не только в практикуме, выполняя предлагаемые упражнения, но и в создании лингвистической инсталляции, составленной из разножанровых миниатюр (учебных текстов и творческих работ), написанных индивидуально, паре и группе.

Синонимы

В стране Лексика на улице Обычной жили синонимы Радостный и Счастливый, а на улице Контекстуальной – Веселый и Юморной. Собрались однажды они за столом. Смеялись над шутками, чай пили, баранки ели. Но вдруг загремел гром, сверкнула молния, погас свет. Все испугались. Веселый прижался к Юморному, а Радостный – к Счастливому. Гроза миновала… И стали они веселиться, ликовать, радоваться.
И.Н.Сачава, Э.В.Горбацевич, В.Г.Шевченко
Я – существительное. Я существую в солнце, воде, в ночи. Мы живем в королевстве самостоятельных частей речи. Город наш очень красивый, улицы просторные. Существую самостоятельно, но дружбу с прилагательными, глаголами. В моем королевстве живут склонение, род, число, падеж. Мы общаемся, ходим друг к другу в гости. Правда, есть у нас особенные сестры и братья, которые не всегда подчиняются дисциплине: задира, забияка, ябеда. Много сестер и братьев живут за границей, но приезжают к нам в королевство. Им так нравится у нас, что остаются надолго или навсегда. Пьют кофе, чай. Мы всех приглашаем в наше королевство, где все существуют в Мире, Дружбе, Согласии.

Д.И.Волоценко, А.М.Ручко

Волшебная палочка

Если бы у меня была волшебная палочка, я бы смогла совершить множество добрых дел. Прежде всего больных сделала бы здоровыми, злых – добрыми, а жадных – щедрыми. Помогла бы всем нуждающимся: голодных – накормила, глупых – вразумила, враждующих – примирила.
Е.Л.Холодарева, О.Е.Полухина
 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания

Отдел русского языка и литературы