21 марта 2017 г.

Каковы основные требования к современному иноязычному образованию?

Дидактические аспекты современного иноязычного образования.

Достаточно долгое время в научном мире были разногласия относительно того, как же правильно назвать совокупность различных речевых умений: компетенциями или компетентностью обучающего, изучающего иностранный язык? Но все разногласия утратили смысл в 2002 году, когда Советом Европы были разработаны «Общеевропейские рекомендации по языковой политике и формированию речевых компетенций». С ключевыми моментами данного документа можно познакомиться далее, а на предметной страничке отдела иностранных языков Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования данные рекомендации размещены в полном объёме (https://drive.google.com/file/d/0B3eDvBdLMW1WOUMtRnFmd3RuWDg/view?usp=sharing).

Основной задачей внедрения этого документа является формирование мульткультурной плюрилингвальной личности, стирание границ между языками и культурами, их взаимное обогащение.

Межпредметная и внутрипредметная интеграция – это важнейшие приёмы оптимизации изучения предмета, актуализации дидактического наполнения интеграционных процессов в обучении и внедрении их в работу педагогов.

Системно-деятельностный подход является определяющим направлением в процессе обучения иностранным языкам. Главная дидактическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников в рамках формирования коммуникативных компетентностей.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки отработки умений и рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

Предлагаем педагогам обратить внимание на уроки развивающего контроля.

Определяющим требованием проведения такого урока можно назвать формирование мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности на личностно значимом уровне, внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идёт о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперёд в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания

Отдел иностранных языков