29 марта 2017 г.

«Секреты» современного урока

Учитель должен помнить “…что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением”.

– В чем особенности современного урока?

Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами. Современный урок – это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога. Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия, наличие равенства учителя и ученика. И даже больше – главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. В конце XIX века К.П.Победоносцев сказал: «Обычно у нас, к сожалению, только внешнее: ум ученика представляется как бы комодом со множеством ящиков и уголков, которые требуется все наполнить фактами, предполагается, что они останутся в уме навсегда и что каждое помещение служит их хранилищем, из которого можно извлечь когда угодно нужное знание. Но пройдёт немного времени и все эти знания пропадут бесследно, потому что знание было механическое, а не жизненное». Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее учение состоит в том, что ученик приводится к знанию. Для этого добрый учитель обращается к двум душевным качествам, на которых утверждается любое знание: к любознательности и к наблюдательности. Поскольку сейчас ученик стал субъектом урока, крайне важна осознанность его действий. Осознанность действий начинается на уроке с этапа выбора целей. А поэтому ученику лучше проявить инициативу уже при определении целей и задач урока, плана действий на уроке.

К сожалению, сейчас ценности в содержании образования уходят на дальний план и очень часто оказываются оторваны от системы жизненных ценностей. А ученик в нашем понимании просто обязан их усваивать и считать важным то, что таковым для него не является. Очень часто мы на уроке говорим «вы должны», «вы обязаны», «вам необходимо»,… а это воспринимается как посягательство на личность и вызывает сопротивление.

Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о Мотивационном кризисе. Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?

При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:

  • возбудить интерес;
  • пробудить желание;
  • побудить к действию;
  • придумать изюминку урока;
  • урок должен удивлять.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.

Что же является основой, базой проектирования современного учебного процесса и как его составляющей – урока?

Основные компоненты урока:

  1. Содержательно-целевой. Что и зачем?
  2. Организационно-практический. Как?
  3. Контрольно-оценочный. Что в итоге?

Цель – это результат, к которому надо прийти; усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал, средство достижения своих целей, а они не всегда совпадают с целями учеников. Методов и форм работы очень много и мы их используем. Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, символический, образный и т.д.) Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться, используя разные формы предъявления наработанного: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе… Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.
 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания

Отдел общественных дисциплин