29 марта 2017 г.

Технология продуктивного чтения как природосообразная образовательная технология

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Формирование у обучающихся умений полноценного чтения – одна из основных задач современной начальной школы, без решения которой не может быть, достигнут качественный предметный, личностный и метапредметный результат образования. Умения полноценного чтения связаны, прежде всего, с восприятием и пониманием текста, обеспечивают готовность к его интерпретации и комментированию, поиску конкретной информации, самоконтролю.

Одним из эффективных средств развития этих умений является особая технология – технология продуктивного чтения. Ключевое слово в названии технологии – «продуктивное», а значит, необходимо определить, что представляет собой «продукт» чтения как вида речевой деятельности. Таким продуктом является полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста.

Технология продуктивного чтения разработана с опорой на природосообразную теорию формирования типа правильной читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности Н.Н.Светловской, которая обеспечивает естественную для любого читателя последовательность шагов при самостоятельном чтении книги. Технология используется как для чтения сплошных текстов, не прерываемых включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, заголовками, иллюстрациями, так и для несплошных текстов – текстов, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.

К общеучебным умениям, обеспечивающим полноценное чтение (т.е. восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов относятся:

  1. Различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста.
  2. Читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её)
  3. Переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот).
  4. Менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы).
  5. Самостоятельно создавать несплошные тексты.
  6. Использовать полученную информацию для решения учебной задачи.

Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с технологией и приёмами продуктивного чтения, предложенными Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой в статьях: «Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа», «Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов», на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/).
 
Кафедра дошкольного и начального образования

Отдел начального образования