3 марта 2017 г.

Компетентностно-ориентированные задачи (ситуации) на основе таксономии Б.Блума

Как можно использовать таксономию Б.Блума в формировании блока целей и задач при конструировании компетентностно-ориентированного урока?

Таксономия Блума – вариант классификации педагогических целей. Предложена группой учёных под руководством Бенджамина Блума в 1956 г., написавшего в том же году книгу «Таксономия образовательных целей: сфера познания».

Таксономия Блума предлагает классификацию задач, устанавливаемых педагогами ученикам, и, соответственно, целей обучения. Она делит образовательные цели на три сферы:

когнитивную;

аффективную;

психомоторную.

Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума – мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией. Большинство исследователей выделяют следующий набор универсалий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор (отбор), составление, комбинирование (сочетание), перестановка (замещение), преобразование (трансформация), унификация, структурирование. 

Б.Блум по аналогии выстроил следующую таксономию целей (ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка), позволяющую создавать задания разного уровня сложности.

Глаголы-опоры таксономии Блума

Вербально-лингвистический интеллект:

Знание: определи, запомни, запиши, составь список

Понимание: объясни, обсуди, сформулируй, опиши, повтори

Применение: возьми интервью, драматизируй, покажи, вырази, опубликуй

Анализ: интерпретируй, сравни, исследуй, задай вопросы, выстрой, сделай обзор

Синтез: создай, составь, представь, спрогнозируй, придумай

Оценка: сделай вывод, заключение, оцени, предположи, исправь, спрогнозируй, отредактируй.
Логико-математический интеллект:

Знание: перечисли, собери, обозначь, категоризируй, пронумеруй, определи

Понимание: опиши, назови, идентифицируй, сгруппируй, определи место

Применение: проверь, реши, вычисли, продемонстрируй, поставь эксперимент, докажи

Анализ: проанализируй, изучи, исследуй, открой, образуй, измерь, раздели,

Синтез: придумай, сформулируй, выдвини гипотезу, установи, систематизируй

Оценка: проранжируй, оцени, отбери, измерь, подсчитай.

Пространственный интеллект:

Знание: понаблюдай, определи, перерисуй, перепиши, зарисуй

Понимание: проиллюстрируй, вырази, объясни в картинках, продемонстрируй, сделай чертёж
Применение: драматизируй, проиллюстрируй, покажи, построй, докажи

Анализ: тщательно исследуй, расставь, построй диаграмму, график, сравни, противопоставь

Синтез: построй, составь, сконструируй, изобрети, построй, собери, создай, представь, смоделируй

Оценка: отбери, выбери, оцени, вынеси суждение, рекомендуй.

Музыкально-ритмический интеллект:

Знание: запомни, повтори, скопируй, перечисли, назови

Понимание: определи, вырази, опиши, переложи на музыку

Применение: потренируйся, продемонстрируй, покажи, научи, представь классу

Анализ: интерпретируй, проанализируй, сгруппируй, дифференцируй

Синтез: сочини, систематизируй, создай, расположи в определённом порядке

Оценка: оцени, проранжируй, вырази своё суждение.

Телесно-кинестетический интеллект:

Знание: повтори все действия, объясни в действиях, скопируй, имитируй

Понимание: обсуди, вырази, разыграй

Применение: используй, изобрази, имитируй, поэкспериментируй, представь

Анализ: отбери, отсортируй, осмотри, систематизируй, классифицируй, сгруппируй, разбей на группы

Синтез: расставь по порядку, выработай, построй, придумай, изобрети

Оценка: измерь, реши, выбери, оцени, рекомендуй.

Межличностный интеллект:

Знание: повтори, определи, перечисли, назови, скажи, собери

Понимание: опиши, объясни, обсуди, вырази, расскажи

Применение: используй, имитируй, опроси, потренируйся

Анализ: систематизируй, сделай обзор, исследуй, изучи, сгруппируй

Синтез: установи, сформулируй, составь план, предложи

Оценка: реши, оцени, сделай вывод, рекомендуй, критикуй, сделай заключение.

Внутриличностный интеллект:

Знание: назови, повтори, запомни, выучи

Понимание: объясни, сформулируй, вырази, повтори

Применение: драматизируй один, спланируй, реши, представь

Анализ: испытай, сравни, противопоставь, исследуй, разбей

Синтез: составь, сочини, собери, выдвини гипотезу, вообрази, создай, построй

Оценка: сделай заключение, оцени, поддержи, одобри. 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания

Отдел общественных дисциплин