18 апреля 2017 г.

Развитие коммуникативно-речевой компетентности детей с использованием интерактивных форм, методов и приёмов

«Овладение речью – одно из величайших чудес
детской психической жизни»

К.И. Чуковский

12 апреля 2017 г. на базе ДОУ № 6 «Журавушка» прошёл семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений города Ясиноватая на тему «Развитие коммуникативно-речевой компетентности детей с использованием интерактивных форм, методов и приёмов». Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области использования интерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста в развитии их коммуникативно-речевой компетентности.

Задача: познакомиться с формами и приёмами взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Ожидаемый результат: овладение педагогами инновационными интерактивными формами работы с детьми дошкольного возраста в речевом развитии в условиях реализации ГОС ДО.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется с учётом возрастных особенностей дошкольников:

  • Вторая младшая группа – работа в парах;
  • Средняя группа – работа в парах, цепочка, карусель;
  • Старшая группа – работа в парах, цепочка, карусель, интервью, аквариум;
  • Подготовительная группа – работа в парах, карусель, интервью, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Интерактивная технология «Работа в парах».

Работая в паре, дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию, совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.

Интерактивная технология «Карусель».

Динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом и это стимулирует общение между детьми. Дети из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте. Дошкольники, которые находятся во внешнем круге, после каждого мини-диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником.

Интерактивная технология «Аквариум».

Форма диалога, представляющая собой обсуждение детьми проблемы «перед лицом общественности». Несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Интерактивная технология «Большой круг».

Используется для активизации речевой поисковой активности. Каждый ребёнок в «Большом круге» высказывает своё мнение, затем передает право высказать свою мысль другому ребёнку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации.

Интерактивная технология «Интервью».

Требует каждым играющим выполнение правил ведения диалога: соблюдать очерёдность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая его; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё; проявлять внимание и уважение к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; использовать только литературную лексику.

Интерактивные методы обучения применяются для достижения следующих дидактических целей:

  • Обобщение раннее пройденного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);
  • Развитие способностей к самообучению повышению учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);
  • Отработка изучаемого материала (тренинги, деловая игра, ролевая игра);
  • Использование опыта детей при предъявлении навыков нового материала (групповая дискуссия);
  • Применение знаний, умений и навыков (баскет-метод);
  • Обучение навыков межличностного общения (ролевая игра);
  • Эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
  • Развитие навыков работы в группе (метод проектов);
  • Выработка умений действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет-метод);
  • Развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);
  • Развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).