11 октября 2017 г.

Интеграция традиционных методов и информационно-коммуникационных средств в веб-квест-технологии

Заботясь о том, чтобы интересным был не только объект познания, но и сам процесс получения знаний об объекте, педагоги школ обращаются к веб-квест-технологии.
Веб-квест (от англ. Quest – поиск, приключение, путешествие) – это своего рода компьютерная игра, построенная на выполнении чаще всего проблемного задания. Учащиеся включаются в поисковую деятельность, сконструированную на разнообразном по содержанию и степени сложности учебном материале, но обязательно связанную с использованием приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Выполняя ту или иную роль, отвечающую сюжету задания, каждый ученик работает в команде на общий результат, прибегая к помощи информационных ресурсов и общаясь с другими участниками игры. Коллективный поиск в сочетании с индивидуальной работой делает образовательный процесс живым и увлекательным, а совместную деятельность – захватывающей, держащей в напряжении внимание всей команды вплоть до окончания работы над квестом.

Задания для веб-квеста разнообразны по форме. Это может быть пересказ, демонстрирующий понимание темы на основе предоставления материалов из разных источников; разработка плана или проекта на оговоренных условиях; решение аналитической задачи (проблемы) в процессе поиска и систематизации информации; выработка общего решения по острой проблеме; разгадка таинственной истории (или головоломки) на основе противоречивых фактов; журналистское расследование; учебно-исследовательская работа и т. д.
В зависимости от сложности и объема задания различают два типа вебквеста: кратковременный, выполняемый на 1-2-3-х занятиях, и долговременный, реализуемый в течение нескольких месяцев и даже учебного года.
Работа над веб-квестом позволяет получить, по крайней мере, два результата. Видимый результат – это сам образовательный квест, который оценивается не по объему освоенной информации, а по качеству ее переработки и использования для достижения цели. Невидимым, но вполне ощутимым результатом является педагогический эффект от включения школьников в поиск и самостоятельное добывание знаний, их осмысленное применение. Определенное значение имеет даже неудачно выполненный квест: понимание ошибок мотивирует к повторению поисковой деятельности, формирует интерес к новому знанию.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин