19 января 2018 г.

Методика организации словарно-орфографической работы в начальной школе

В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в образовательной отрасли «Филология» является овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. На формирование данных учебных действий в начальной школе направлена систематическая словарно-орфографическая работа на уроке русского языка.
Под словарно-орфографической работой М.Р. Львов понимает изучение «правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению; запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр.».

Методика организации словарно-орфографической работы базируется на комплексе приёмов обучения, опирающихся на разные виды памяти, мышления и имеет не только орфографическую направленность, но и согласуется с обогащением словаря обучающихся, развитием устной и письменной речи.
Работа над словами с непроверяемыми написаниями в непрерывном курсе русского языка складывается из следующих этапов.
  1. Учитель обращает внимание обучающихся на слово с непроверяемым написанием в тексте выполняемого упражнения и просит зафиксировать образ слова (установка на запоминание). Происходит первичное зрительное восприятие словарного слова в печатной форме, создание его «твёрдого зрительного образа» (А.В. Текучёв). В этом случае зрительный образец написания служит эталоном.
  2. Зрительный образ слова тесно связан с его значением, поэтому необходимо выяснить лексическое значение (значения) слова, пояснить его на самостоятельно подобранных обучающимися примерах. На этом этапе возможно использование этимологического анализа слова. Этимология помогает уяснить значение слова, а иногда – найти возможное проверочное.
  3. Орфографическое чтение словарного слова с послоговым проговариванием. Опора на речедвигательную (кинестетическую) орфографическую память.
  4. Слово записывается на классной доске учителем и в тетрадях учениками (3–5 раз) с послоговым орфографическим проговариванием. Опора на моторную (пальцедвигательную) и кинестетическую (речедвигательную) орфографическую память обучающихся.
  5. Фонетическое чтение словарного слова. Сравнение звукового и графического облика слова. Нахождение непроверяемых написаний с опорой на опознавательные признаки, графическое обозначение орфограмм (подчёркивание). Учитель ставит перед учениками задачу запомнить выделенное место – орфограмму.
  6. Анализ состава слова и подбор учениками однокоренных слов с непроверяемой орфограммой. Цель данного этапа перенос умения писать конкретные словарные слова на однокоренные слова разных частей речи. Запись однокоренных слов выполняется в столбик, в котором корни слов располагаются друг под другом. Подбор однокоренных слов увеличивает количество усваиваемых детьми слов, обеспечивает многократность записи, вместе с тем расширяется сфера воздействия словарно-орфографической работы.
  7. Включение данного словарного слова в словосочетания или предложения. Коллективная запись в тетрадях и на классной доске наиболее удачного предложения, подчёркивание непроверяемой орфограммы.
Опыт работы над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же словарному слову необходимо 5-8 раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словарным словам (на каждой орфографической пятиминутке, в обучающих словарных диктантах, на языковой разминке).
Такой подход к организации словарно-орфографической работы носит характер не только предметного, но и метапредметного результата освоения программы по русскому языку.
Учитывая существующие в методике разнообразные приёмы обучения, повышающие продуктивность словарно-орфографической работы, предлагаем детально ознакомиться с единой методикой работы в начальной школе над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в курсе русского языка, перейдя по ссылке http://school2100.com/upload/iblock/d71/Jurnal_6_2014_84-88.pdf.
 
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования