Донецким РИДПО издан сборник текстов диктантов для государственной итоговой аттестации по русскому языку по программам основного общего образования (Русский язык. 9 класс. Донецк, 2018), подготовленный отделом русского языка и литературы и членами творческой группы по разработке учебно-методического обеспечения курса русского языка в соответствии с ГОС.
Сборник состоит из восьми разделов, которые содержат тексты диктантов, объединенных одной темой. Все разделы сборника открываются тематическими эпиграфами, тексты направлены на воспитание человека и гражданина. Диктанты подобраны с учётом требований действующей программы. Объём текста диктанта – 140-280 слов. Тексты представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: время, история, родина, героический поступок, краеведение, природа, язык, искусство, семья, нравственные и эстетические категории и т.д. Предлагаются тексты повествовательного характера (с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно); описания явлений природы, памятников, географических мест и т.д.; портретные характеристики; рассуждения по актуальным проблемам. По стилю это художественные, научные, публицистические тексты. Среди авторов текстов – классики литературы и беллетристики, а также современные писатели: А. Проханов, С. Шаргунов, З. Прилепин и др.
Материалы, представленные в сборнике, помогут учителю русского языка и литературы не только в деле формирования грамотного письма, но и в деле нравственного воспитания юных граждан Донецкой Народной Республики. Материалы сборника могут быть использованы как при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку по программам основного общего образования, так и при поурочном планировании, организации самостоятельной и коррекционной работы.
Тематические разделы данного пособия позволят учителю пополнить арсенал средств по организации современного учебно-воспитательного пространства на уроке русского языка (лабораторные работы, ситуативные практикумы, коммуникативные тренинги, творческие мастерские), помогут обогатить содержание урока краеведческим компонентом и обеспечить формирование мировоззренческих категорий у школьников. Так, содержание текстов первого раздела сборника «Донецкая земля: Время выбрало нас» – это страничка летописи современного Донбасса: о Городе-Герое, его трудовых и военных буднях, о героях Донецкой Народной Республики. Раздел предваряет эпиграф – отрывок из произведения современного автора Дмитрия Трибушного:
Звони, Донбасс обетованный,
На самый верх.
Пророки обещали манну,
А выпал снег.
Мужайся, город непорочный,
Где каждый дом
Проверен «Градами» на прочность,
Крещён огнём.
На час открыли херувимы
Ворота в рай.
Гори, Донецк неопалимый,
И не сгорай.
Тексты следующих разделов объединены в разделы: «У Донбасса есть свои приметы», «Русский мир», «Мир, в котором ты живёшь», «Пред красотой мы все бессильны», «Воспитание – второе рождение» и др.
В настоящее время деятельность общеобразовательных организаций необходимо направить на создание условий, способствующих формированию социально-активной, функционально грамотной, гармонично развитой личности выпускника с чётко выраженной гражданской позицией, высоким уровнем учебных достижений и общей культуры. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости – актуальная задача современного образования. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивают грамотное письмо. Диктант – основная форма проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Цель написания диктанта – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике. Это вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. Учитель-словесник должен помнить и о факторах усвоения орфографии: зрительном – списывание и зрительные диктанты; слуховом – проговаривание и слуховые диктанты и др. Презентуемый сборник поможет сформировать орфографическую и пунктуационную культуру учащихся.
Авторский коллектив, подготовивший пособие, предлагает учителям-словесникам общеобразовательных организаций Республики ознакомиться с содержанием сборника и активно использовать тексты диктантов из методического пособия на тематических уроках, уроках развития речи, текстоведения, граждановедения, а также для организации внеклассной работы по предмету, так как дидактический материал, размещённый в учебном пособии, одновременно выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции.
Методическое пособие рассчитано как на учителей русского языка и литературы, так и на учащихся общеобразовательных организаций Республики, которые хотя повысить лингвистическую и языковую компетенцию, качественно подготовиться к ГИА по предмету, а также хотят больше узнать о своём родном крае.
Выходные данные пособия: Сборник диктантов для государственной итоговой аттестации по русскому языку: для общеобразоват. организаций: 9 кл. / сост. : Рубинская Н.О., Бурцева С.А., Денисова Н.Ф., Ленская И.Н. и др. – Донецк : Истоки, 2017. – 123 с.
В подготовке сборника принимали участие члены творческой группы: Балясова Е.Н. – учитель русского языка и литературы Харцызской общеобразовательной школы № 5; Жолудь В.Л. – учитель русского языка и литературы МОУ «Школа № 113 города Донецка»; Коссе Е.А. – учитель русского языка и литературы Новосветской общеобразовательной школы І–ІІІ ступеней администрации Старобешевского района; Рыжикова О.В. – учитель русского языка и литературы Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №15; Скупко О.А. – учитель русского языка и литературы Макеевского лицея №2 «Престиж»: Шамбулина Т. А. – учитель русского языка и литературы Марьяновской общеобразовательной школы І–ІІІ ступеней администрации Старобешевского района; Шевченко Н.А. – учитель русского языка и литературы Шахтерской общеобразовательной школы І–ІІІ ступеней № 22 управления образования администрации города Шахтерска.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы