31 марта 2015 г.

Научно-методический совет как механизм реализации достижений педагогической науки

Представлены материалы заседания научно-методического совета на базе Макеевского учебно-методического центра по проблеме «Научно-методическое сопровождение педагогического процесса».

В системе повышения квалификации, призванной постоянно совершенствовать процесс педагогического труда на основе достижений науки и перспективного опыта, технология и механизмы передачи современных научных идей в практику являются наиболее слабым звеном, что, в свою очередь, негативно отражается на результатах учебно-воспитательного процесса в школах.

Именно это побуждает нас – работников республиканской системы повышения квалификации педагогических кадров – обратить внимание на деятельность учебно-методических центров по обеспечению реализации творческих педагогических находок в практику, разработке эффективных методических рекомендаций, использованию инновационного опыта учителей в условиях города, школы.

Представленные материалы заседания научно-методического совета (26.03.2015) на базе Макеевского учебно-методического центра по проблеме «Научно-методическое сопровождение педагогического процесса» являются результатом анализа и обобщения опыта педагогического коллектива города Макеевки и позволяют раскрыть условия управления учебным процессом в школе. Предлагаем ознакомиться с тезисами сообщений по темам в рамках заседания.

  • Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности.
Отличием исследовательской деятельности от проектной является то, что ее главный результат – интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности заключается  в использовании исследовательских методов при осуществлении проекта с одной стороны, с другой – основательный анализ проектных действий и полученного проекта. 

Алгоритм отслеживания результатов: проведение социологических опросов среди учителей, учащихся, принявших участие в разработке и реализации проекта; анализ готовности к осуществлению проектной деятельности; анализ статистических данных и результатов участия в конкурсах проектных работ; результаты самоанализа уровня сформированности компетентности педагогов, учащихся; анализ итогов Недели проектной деятельности.

  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях ПМПК.
Городская ПМПК как методическая служба системы образования осуществляет консультативную, коррекционно-развивающую, аналитическую, профилактическую, просветительскую деятельность. В городе накоплен многолетний опыт в создании системы коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая представлена различными типами учреждений. Ежегодно проводится около 60 заседаний ПМПК, обследуются более 1100 детей. Все дети с учетом состояния  здоровья получают квалифицированную помощь учителей-логопедов, учителей-дефектологов.

Успешной деятельности ПМПК способствует сотрудничество с заинтересованными учреждениями (городским управлением охраны здоровья, психиатрической горбольницей № 1, детским неврологическим отделением и др.). Учреждения обмениваются информацией о работе, статистическими данными, новыми формами диагностики и лечения. Методическая служба ориентирует городскую ПМПК на продолжение деятельности в решении проблем детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивая их социальный комфорт. С целью определения и содействия развитию личности детей с психофизическими проблемами, городской ПМПК рекомендуется шире использовать современные достижения психодиагностики и инновационные коррекционно-развивающие программы.

  • Научно-методическое сопровождение преподавания предметов художественно-эстетического образования.
Повышению результативности работы учителей художественно-эстетического цикла способствует разработанное методистами и учителями учебно-методическое обеспечение:
  • ­Чигрина В.В., Сербул Л.А. Дидактический материал к программе «Музыкальное искусство», 5 класс, 2013 г., для учителей музыки и художественной культуры (1,2 диски);
  • ­Формування предметної мистецької  компетентності  на уроках художньої культури в умовах підготовки до ЗНО з історії/ Методичні рекомендації. - Укл. О.П. Федченко, С.В. Катальникова. – Макіївка: МНМЦ, 2013. – 12 с.;
  • ­Опыт работы Ивановой Г.В. (ОШ № 103) «Диалогизация процесса преподавания курса «Художественная культура» (сборник текстов по искусству) представлен на Педагогическую ассамблею «Акме-парк» в номинации «Хит-парад инновационных образовательных практик»;
  • ­Опыт работы Чигриной В.В. (ОШ № 34), Живченко Т.И. (ОШ № 62), Шибаевой Е.В. (ОШ № 53) обобщен на областном уровне и презентуется на курсах учителей художественно-эстетического цикла в Донецком институте последипломного педагогического образования.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания