27 апреля 2015 г.

К году русского языка и литературы: «Живой дневник»

Никогда не будет придумано что-либо подобное книге, – способное дать вам как раз столько, сколько нужно, – и никогда слишком много или слишком мало, дать вам одному целую Вселенную.
Айзек Азимов
В ознаменование Года русского языка и литературы на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого ИППО http://kabruss.blogspot.com/  созданы  новые разделы. Приглашаем наших постоянных и новых читателей познакомиться с их содержанием.

«Литературные пятницы» приглашают учителей-словесников поговорить о литературе, книге и читателе. Роль книги и чтения в жизни человека и общества,  роль социума для развития читательского интереса, природа читательского интереса, аспекты, влияющие на его развитие и угасание – эти и другие сопутствующие им вопросы будут постоянно находиться в поле зрения этого раздела. Первый материал уже размещён: Даниэль Пеннак. Читаем.

Неотъемлемые права читателя. Это своеобразная декларация прав читателя. Много спорных вопросов. Много интересных советов. Есть чему поучиться! Известный французский писатель и школьный преподаватель Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколь результативными. Пеннак превратил в заядлых читателей своих «не склонных к литературе» учеников, а его собственные книги читают и любят дети и взрослые во всем мире.
 
То, что сегодня, на первый взгляд,  отвлекает учащихся от книги, оттесняет от чтения (масс-медиа, компьютерные технологии и другое), необходимо сделать союзником учителя в создании мотивации в чтении. Особая роль сегодня, как известно, принадлежит визуальному  восприятию, которое, пропагандируя что-то, действует на наше сознание и подсознание.

Поэтому внимание  учащихся целесообразно обратить на то,  как  много в окружающем нас мире связано с книгой и чтением,  и предложить задуматься, почему это происходит. Предлагаем совершить заочные экскурсии в различные города мира, познакомиться с архитектурными памятниками книге и образцами уличной скульптуры в разделе «Памятники книге», а также полюбоваться скульптурными изображениями любимых писателей в разделе  «Памятники писателям», узнать любимых героев, заглянув на страницу   «Памятники литературным героям».  Здесь же вы найдёте информацию о различных видах искусства, посвящённых книге.

«Литературные проекты»  расскажут о рекламных проектах,  посвященных чтению. Музеи, артобъекты, удивительные книжные магазины и библиотеки, всевозможная рекламная продукция, посвященные книге, – всё это вы найдёте здесь. Об одном из проектов («Уличные библиотеки») вы можете прочитать уже сегодня.

На странице «Мотивация к чтению» мы поговорим о роли учителя литературы, способного стать определённым  мотиватором в чтении учащихся, своеобразным популяризатором отдельно взятого произведения  и чтения в целом. Как же увлечь сегодня книгой современного ребенка, живущего в насыщенном информационном мире? Этот вопрос как никогда остается актуальным. И для того, чтобы дать на него ответ, необходимо рассмотреть следующие проблемы: Что происходит с книгой и чтением на современном этапе? Какой он, современный читатель? Каковы его права? Что значит читать? Какому чтению мы учим? И с какой целью? Что такое медиаобразование? Каковы его возможности на уроке литературы? Есть ли будущее у книги? Вот круг вопросов, который мы предлагаем для обсуждения в этом разделе блога. 

Здесь же вы найдёте списки рекомендованной литературы для ознакомления и использования в педагогическом процессе.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы