В Государственном образовательном стандарте дошкольного образования обобщены психолого-педагогические условия организации образовательного процесса и связанные с ними требования к профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. Среди них подчеркивается необходимость поддержки спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. Реализация этих условий зависит от знания воспитателем задач педагогического взаимодействия с детьми в сюжетно-ролевой игре. Среди них:
- обогащение содержания сюжетно-ролевой игры и развитие эмоционального отношения к людям – реализуется благодаря чтению детской художественной и познавательной литературы, проведению бесед по содержанию прочитанного или отображению этого в рисунке, организации наблюдений за деятельностью и отношениями людей;
- создание банка идей для организации игры – реализуется благодаря сотворчеству педагога с детьми (придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, взаимодействия между людьми, событий, соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете), при этом необходимо фиксировать полученные результаты (записывать истории, события с помощью рисунков, пиктографического письма, записывания самим педагогом и т.п.);
- создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей – реализуется через детское коллекционирование, сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности;
- организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей – реализуется благодаря педагогической поддержке детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций;
- организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей – реализуется благодаря наблюдению за самостоятельными играми детей (воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу).
Кафедра дошкольного и начального образования