19 ноября 2015 г.

Мастерская победителя как стартовая площадка для творческого взлета

18 ноября 2015 года в рамках реализации Креатив-плана научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики, курсов повышения квалификации учителей украинского языка и литературы на базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования был представлен мастер-класс учителя украинского языка и литературы  Ковалинской Ирины Михайловны по теме «Развитие творческих способностей и познавательной активности обучающихся посредством интерактивных технологий на уроках украинского языка и литературы». 

Цель мастер-класса – распространение передового педагогического опыта в процессе внедрения новых Государственных образовательных стандартов, ознакомление слушателей курсов учителей украинского языка и литературы с технологиями интерактивного обучения, инновационными методами и приёмами развития творческих способностей школьников.

Ковалинская Ирина Михайловна – не только креативный, высококвалифицированный педагог, но и активная, разноплановая, творческая личность, стремящаяся к постоянному развитию. Настоящий профессионал, увлеченный своим делом, она является лауреатом Открытого Республиканского конкурса профессионального педагогического мастерства «45 минут славы»,  работает над проблемой «Инновационные технологии обучения в развитии творческих способностей обучающихся на уроках украинского языка и литературы», её опыт внесен в республиканский банк  перспективного педагогического опыта.

Ирина Михайловна, открывая работу мастерской, подчеркнула, что формирует модель современного выпускника – творческую, компетентную и социально активную личность, основываясь на основных положениях нового Государственного стандарта среднего общего образования Донецкой Народной Республики, посредством внедрения и синтеза различных форм и методов обучения.

Мастер-класс Ирина Михайловна начала с чтения отрывка из поэмы «Кавказ» Т. Шевченко, указав, что Прометей – «вечный образ», который является примером беззаветного служения людям, непоколебимой борьбы человека за счастье и благополучие других.  

С целью создания ситуации успеха и подготовки участников к работе Ковалинская И.М. отметила, что Прометеи живут и среди нас: «Тот из вас, кто окажется самым активным, понесёт этот огонь в вечность как символ Веры, Надежды и Любви, как пример мужества, непокорности, любви к людям». 

Участники мастер-класса, как и ученики в классе, оказавшись в виртуальной телестудии, где проходил телемост «Современность и история. Прошлое для будущего», были объединены в творческие группы: историки, искусствоведы и литературоведы, выбраны журналисты.
   
Во время работы над поэмой дали определение понятию «прометеизм», проанализировали качества характера главного героя (метод «Ассоциативная гроздь»), ответили на вопросы «журналистов» (приём «Эвристическая беседа»).

Педагог-мастер считает, что современный урок уже невозможно представить без новейших технологий. Абсолютно привычными на уроках стали приёмы интерактивного обучения, использование ИКТ-технологий, метапредметный подход к подаче учебного материала, поскольку они предусматривают создание такой образовательной среды, в которой теоретические и практические знания усваиваются одновременно, что даёт возможность ученикам формировать мировоззрение, развивать логическое и критическое мышление, связную речь. Современный урок –  это произведение искусства, где педагог умело использует все возможности для развития личности ученика. 

Во второй части мастер-класса учитель также продемонстрировала приемы и методы эффективной работы с учениками. Среди них использование групповой работы:  метод «Займи позицию», метод «Микрофон», приём «Ассоциативная схема», метод «Незаконченное предложение» и другие.

Итоговым этапом встречи слушателей курсов повышения квалификации учителей украинского языка и литературы с Мастером стало заседание Круглого стола «Траектория профессионального взлёта», цель которого – содействие обмену опытом по проблеме, профессиональное самоусовершенствование и самообразование педагогов. Учителя обсудили актуальные вопросы изучения украинского языка и литературы в аспекте внедрения новых образовательных стандартов. 

В своём заключительном слове Ирина Михайловна напомнила присутствующим слова Дистервега: «Учитель должен быть творцом. А если его труд лишь ремесло, тогда нет в мире более тяжёлого ремесла», и подчеркнула, что самый главный принцип, который должен использовать творческий учитель для воспитания и обучения творческого ученика, – «Все, что хочешь спросить, спроси!» 

Проблема развития творческих способностей, по мнению педагогов, является чрезвычайно актуальной и имеет широкие перспективы. В каждом человеке природой заложен определенный творческий потенциал. Выявить способности, развить их как можно полнее – такую задачу должен ставить перед собой каждый учитель. Чрезвычайно важно научить видеть прекрасное, тонко воспринимать окружающий мир, правильно и образно выражать мысли. Работа эта кропотливая, объёмная, поэтому начинать её следует как можно раньше и проводить системно. Успешно развивает творческие способности учеников тот словесник, который сам является творческой индивидуальностью. Во время мастер-класса учитель «открыла» слушателям курсов двери в свою мастерскую, щедро делясь собственным опытом и любовью к ученикам и предмету.

Участники мероприятия выразили благодарность Ковалинской Ирине Михайловне за профессионализм, творческий подход к работе, за возможность ознакомиться с эффективными приёмами и методами преподавания предметов,  практического сотрудничества.

Подробнее познакомиться с материалами мероприятия можно, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/folderview?id=0B4117cr_5G4LVkpCUm9JdFJYNVU&usp=sharing&tid=0B4117cr_5G4Lbm5rLUttSTlHM2M 

Кафедра общественно-гуманитарных предметов и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы