11 января 2016 г.

Успешность педагога в условиях внедрения новых ГОС: аспекты методической работы

Реализация новых Государственных образовательных стандартов, в первую очередь, требует от всех участников образовательных отношений нахождение более эффективных путей, форм и методов организации профессиональной деятельности как творческого процесса.

Согласно словарю В.И. Даля слово «успех» означает: «Успевать - иметь успех, удачу, достигать желаемого. Успешник (-ница) - успешный деятель, у которого работа идёт, спорится».

В мировой практике профессиональная успешность - одна из наиболее значимых социокультурных установок человека, универсальный социо-психологический мотив самоидентификации личности. Вопросы успешности в профессии имеют двуплановый характер: моя успешность по отношению к другим и к самому себе. Только исходя из этих двух позиций, возможно оценить комплексность и эффективность развития, поскольку успешный педагог - это успешные дети и наоборот.

Педагогов, ориентированных на достижение успеха, отличает гражданская и профессиональная направленность личности; способность к саморазвитию; умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного процесса своей деятельности и адаптировать её к конкретным условиям, проанализировать накопленный опыт.

Основные способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху (по мнению исследователей А.А. Майера и Л.Г. Богославец):
  • проектирование;
  • решение педагогических ситуаций;
  • активно-игровые методы;
  • практикумы и тренинги;
  • профессиональные конкурсы;
  • индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
  • написание творческих работ;
  • оформление портфолио;
  • ведение аналитического дневника;
  • заинтересованный информационный обмен и др.
Результативность, успешность профессиональной деятельности, любовь к своей работе определяется, прежде всего, личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области педагогики и методологии обучения. Но главное – педагог должен сам обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у детей, ведь цель образования – не только дать знания, но и способствовать становлению личности воспитанника. 

Предлагаем педагогам пополнить свой методический кейс материалами по вопросу формирования профессиональной успешности, ознакомившись с выступлением учёного-исследователя А.А. Майера на тему «Современные требования к педагогу дошкольного образования»: https://www.youtube.com/watch?v=gd54ch7bO0cи, материалами, расположенными на сайте кафедры начального и дошкольного образования: http://kdno2015.blogspot.ru/.

Кафедра дошкольного и начального образования