10 июня 2016 г.

Синектика – коллективное мышление

Синектика (англ. Synectics – «совмещение разнородных элементов») – методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная Ульям Гордоном в 1961 году («Синектика: развитие творческого воображения»). С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире как один из эвристических методов. 

Ульям Гордон не отрицал великой роли «индивидуального озарения» в поиске новых творческих решений и при этом стал автором дуалистического взгляда на природу творчества. С одной стороны, непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой – необходимость системы «направленного поиска решений». Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления».

Сегодня синект-метод вновь на пике популярности.
 
Данный метод может использоваться на практических занятиях и при выполнении домашнего задания, с использованием разных синектических приемов, например, посредством таких приёмов, как «синектический обзор» (synectics review), «синектический квадрат» (four–box synectics), «синектическая угадайка» (synectics guessing) и некоторых других.

Метод рекомендуется использовать также на разных этапах обучения для организации взаимодействия на стадиях прогнозирования, обсуждения прочитанного/прослушанного/увиденного, в качестве «речевой зарядки» в начале урока или «релаксационной паузы» в середине, исходя из целей и задач каждого конкретного случая.

Специалисты утверждают, что анализ продуктов синектики выявил интересную особенность: метафоры зачастую свидетельствуют об индивидуальном внутреннем предпочтении определенного когнитивного стиля, что вполне соответствует существующим в психологии, в частности, в теории нейролингвистического программирования (NLP) положениям о том, что способ мышления человека отражается на вербальном уровне. Так, визуалы чаще всего прибегают к зрительным образам в метафорах, аудиалы – к слуховым (звуковым), кинестетики – к эмоционально заряженным или связанным с тактильными или двигательными ощущениями. 

Таким образом, синектика позволяет выявить предпочитаемый когнитивный стиль обучающихся и проникнуть во внутренний мир их мыслительной деятельности. 

Мы считаем, что эту особенность синектики следует использовать для гармоничного развития у обучающихся всех каналов восприятия и порождения информации и умений задействовать их в учебном процессе. 

Мы рекомендуем учителю ознакомиться с материалами на сайте>>>

А также изучить дополнительную литературу:
  1. Broadbent G.H., The psychological background, Proc. of the Conf. on the Teaching of Design, Design Methods in Architecture, Ulm, BRD, 1966; Ministry of Education and Science, London, 1966. – р.186.
  2. Gordon WJ.J., Synectics: the development of creative capacity, Harper & Row, New York, 1961. – р.180.
  3. Цезерани Дж. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. – М.:ФАМР-ПРЕСС, 2004. – с.230.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания