9 июня 2016 г.

«Mind-maps» как эффективный инструмент оптимизации образовательного процесса

Во всех сферах нашей жизни, особенно в профессиональной, мы имеем дело с информацией. От того, насколько быстро и качественно мы её воспринимаем, часто зависит очень многое. Современный педагог не может себе позволить потерять хотя бы крупицу информации в процессе передачи её своему ученику. А тот, в свою очередь, также должен полученные сведения эффективно усвоить, чтобы использовать при малейшей необходимости.

Помочь в этом случае может структурирование информации, позволяющее превратить линейный текст учебника или конспекта в действительно легко запоминающиеся и понятные вещи. За последние десятилетия разработано множество методик такого преобразования информации, среди них особого внимания заслуживают «Mind-maps» британского психолога Тони Бьюзена. Его идея как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать майндмэппинг в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность – в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области знаний. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере.

Такие карты можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и многого другого. Это не очень традиционный, но весьма действенный способ организации мышления.

Для того чтобы составить ментальную карту, необходимо руководствоваться следующими принципами:
  1. Бумагу лучше брать белую, нелинованную, желательно формата А4, расположить горизонтально, чтобы всё поместилось на листе.
  2. Главная тема помещается в центре листа.
  3. Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
  4. Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии.
  5. К основным веткам добавляются картинки.
  6. Писать предпочтительнее печатными буквами, так как это экономит много времени при прочтении.
  7. Длина ветки должна равняться длине слова, карта станет более наглядной, а пространство на бумаге использовано максимально эффективно.
Следует также помнить, что слова располагаются на веточках сверху – не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно, одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации. Кроме того, стоит использовать как можно больше картинок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! При выделении разных веток разными цветами, визуально будут видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.

Эффективность интеллект карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними. Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы можем лучше управлять мыслительными процессами и даем большую свободу мысли.

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр научно-методического тьюторинга