21 марта 2017 г.

Кружковая работа как средство формирования и развития индивидуальных способностей ребёнка

Занятия в кружках, как известно, наиболее результативные для формирования и развития индивидуальных способностей ребёнка. В процессе таких занятий школьники удовлетворяют свои духовные потребности. В то же время кружок – одна из педагогических форм организации свободного времени обучающихся. Задания кружка – углубить и расширять кругозор обучающихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки и приучать к общественно полезному, производительному труду.

Дети приходят в кружки по разным причинам. На вопрос, почему они выбрали именно этот кружок, звучат разные ответы. Одних привели друзья, других – руководитель, третьи заинтересовались профилем кружка. Мотивы эти временные, нестабильные. Необходимо время для осмысления, удовлетворяют ли воспитанники духовные потребности в выбранном виде деятельности, необходим ли опыт работы в конкретной деятельности.

Успехи в развитии интересов и способностей обучающихся много в чём зависит от подхода к организации работы кружка. Одним из основных моментов в жизни кружка есть постановка целей. Цель может быть отдалённой: для одних это подготовка к будущей профессии, для других – получение знаний, умений в определённой отрасли, привлечение к культуре. Такая цель является постоянной в сознании кружковцев, но руководят ими другие целевые установки. Как правило, это стремление к ближней, конкретной цели деятельности: подготовка подарков родителям, учителям и др.

Ближняя цель работы кружка тесно связана с перспективой творческого отчёта, возможностью самовыражения, ожидания результатов творческой работы. Это значительно волнует кружковцев и стимулирует их деятельность. Особенно привлекает общественное признание ценности творческого труда. Для этого результат кружковой работы должен быть конкретным, наглядным, с общественным значением (оформление музейной комнаты, изготовление изделий для дома ребёнка, дошкольного образовательного учреждения, подготовка работ на выставку). Трудовые успехи вызывают чувство радости, осмысления собственной необходимости, пользы для людей, обществу. Особенно это важно для обучающихся с низким уровнем теоретических знаний.

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое воспитание школьников, расширение кругозора, развитие эстетического вкуса и т.д.

Кружковые занятия можно рассматривать как осмысленный выбор объединения по интересам, как одну из форм профориентационной работы.

Коллективная работа в кружке обеспечивает каждому школьнику комфортное душевное состояние. Однако следует помнить, что успехи, достигнутые обучающимися, неодинаковы. Так, наиболее положительные изменения наблюдаются у менее успешных детей. Преимущества проявились в том, что они более быстро и точно находили «новый» способ действия. Они не боялись творчества, реализовывали достигнутые «открытия» в практических действиях на занятиях. Обучающиеся с высокой успеваемостью менее способны к творчеству, уровень их творческих способностей не меньший, но и не превышает норму. Возможно, это объясняется тем, что у них заложен определённый стойкий стереотип действий. Такие дети считают, что нет необходимости долго думать и прилагать усилия для выполнения какой либо деятельности. Это ещё раз подтверждает, что без производительной «творческой» деятельности невозможно развитие творческих способностей.

Работу в кружках следует строить так, чтобы она предусматривала самостоятельные открытия или решение новых задач.

Даже неудача при решении проблемы – это тоже продукт творчества как деятельности. Учитывая это, необходимо подбирать специальные задания, используя проблемные ситуации и предлагая задания обучающимся таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их решения. При этом необходимо:

  • придерживаться последовательности этапов обучения;
  • включать в содержание уроков задания на решение не только технических, но и творческих задач;
  • объект труда на уроке должен отвечать возрастным особенностям и интересам школьников, иметь общественно-полезную направленность;
  • творческий процесс должен быть непрерывным.
 
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел технологий