21 марта 2017 г.

Интеракция как ведущее направление в расстановке акцентов сотрудничества педагогов и родителей

Новые аспекты взаимодействия семьи и ДОО(У), сотрудничество семьи и дошкольной организации – одна из злободневных проблем дошкольного образования. Изучение содержания форм работы с родителями позволяет сделать вывод, что многие из них устарели, и не потому, что «традиционны», а потому, что недостаточно дифференцированы. По мнению исследователя Майера А.А., не учитываются такие изменения, произошедшие в современной семье, как:

  • рост образования родителей;
  • мобильность современных родителей;
  • уменьшение количества детей в семье;
  • преобладание нуклеарной (простой) семьи;
  • доступность информации и т.д.

Большинство педагогов используют в своей работе преимущественно коллективные формы взаимодействия (информация в «Родительских уголках», папки-передвижки, ширмы, выступления на родительских собраниях, консультации), поэтому нередко родители не могут опереться на полученные от педагогов знания, так как они не направлены на проблемы конкретной семьи, а представляют собой некие «эссе» на педагогические темы для усреднённой семьи, живущей в условном пространстве. Традиционные технологии работы дошкольных образовательных организаций с семьёй обусловили рост «формализма» в работе с родителями воспитанников.

Педагогам необходимо учитывать и активно использовать новые возможности семьи. Интерактивное направление в работе с семьёй в настоящее время может считаться приоритетным, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьёй. Следует отдельно выделить малоиспользуемые интерактивные методы работы, которые могут характеризоваться как инновационные: метод «дельфи» (метод быстрого поиска решений), метод тестовых (проблемных) ситуаций, тренинги для родителей, акции, мастер-классы для родителей, тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей (с привлечением компетентных в этой области специалистов), совместный досуг – поход выходного дня, «семейная гостиная», ресурсный круг и др.

Конечный результат использования интерактивных форм в работе с родителями – создание целостной системы дифференцированного психолого-педагогического просвещения.
 
Кафедра дошкольного и начального образования