20 февраля 2017 г.

Адаптивная образовательная среда как фактор успешной реализации принципов инклюзии

Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 декабря 2016 г. № 1273 «О проведении мероприятий по повышению квалификации руководящих и педагогических кадров в 2017 году», в соответствии с планом работы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» 15 февраля 2017 г. состоялся семинар-практикум по проблеме «Адаптивная образовательная среда как фактор успешной реализации принципов инклюзии». Мероприятие проходило на базе Горловского УВК «Дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения № 1 – общеобразовательная школа І ступени № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие».

В работе семинара-практикума приняли участие руководители и педагоги-практики образовательных организаций Донецкой Народной Республики (гг. Донецк, Макеевка, Горловка, Енакиево и др.), представители психолого-медико-педагогических консультаций Республики, управления образования администрации Горловки, специалисты центра специального и инклюзивного образования Донецкого РИДПО.

Участников семинара приветствовали заместитель главы администрации Горловки Жукова В.В. и начальник управления образования администрации Горловки Полубан М.Я., также участников семинара танцевальным номером «Доброта» встретили воспитанники дошкольного отделения ГУВК «Созвездие».

Целью данного мероприятия стала презентация опыта работы ГУВК «Созвездие», являющегося республиканской школой-лабораторией, по созданию адаптивной образовательной среды и ее реализации в условиях вариативных моделей инклюзивного обучения детей с ОВЗ, распространение опыта работы учреждения по внедрению принципов инклюзии в общеобразовательное пространство.

В ходе информационного этапа семинара-практикума были освещены следующие вопросы:

  • «Научно-методические и нормативно-правовые аспекты формирования инклюзивного пространства в образовательных организациях  Донецкой Народной Республики» (Кузьмина В.А., методист ЦСИО ДонРИДПО);
  • «Преемственность в реализации целевых ориентиров образования как средство обеспечения эффективности инклюзивного обучения детей с ОВЗ» (Кобзарь О.В., методист ЦСИО ДонРИПДО);
  • «Адаптивная образовательная среда как фактор успешной реализации принципов инклюзии» (Артемова Ю.А., директор ГУВК «Созвездие»);
  • «Особенности организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в школе с инклюзивным обучением» (Скворцова М.В., зам.директора, координатор по инклюзивному обручению).

Практический этап семинара-практикума «Инклюзивная мозаика» предполагал работу участников семинара по отдельным маршрутам и практическое знакомство с опытом работы педагогического коллектива  ГУВК «Созвездие» по созданию адаптивной образовательной среды в процессе ряда мастер-классов:

  • «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в инклюзивной школе. Бинарный урок по русскому языку в 3 классе»
  • Презентация работы кабинета коррекции зрения «Охрана и восстановление зрительных функций»
  • «Организация работы консультативного пункта «Надежда» по взаимодействию с педагогами общеобразовательных организаций г. Горловки»
  • «Технологии работы ассистента учителя с особым ребенком. Урок в классе с инклюзивным обучением».
  • Позитив-технологии и релаксационные техники по профилактике профессионального выгорания педагогов.
  • «Программа «Здоровый педагог – здоровые дети – здоровое общество»

На рефлексивном этапе семинара-практикума были подведены итоги мероприятия и обсуждены особенности организации адаптивной образовательной среды в условиях вариативных моделей инклюзивного образования, определены основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются школы и педагоги при организации работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения; обсуждены вопросы целесообразности и доступности использования  опыта работы специальных образовательных организаций по обучению детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений; оговорены проблемы координации учреждений и организаций различного уровня, пути их решения с целью реализации принципов инклюзии и обеспечения детям с ОВЗ доступного и качественного образования.
Участники семинара дали положительную оценку мероприятию, отметили его практическую направленность и актуальность в ключе сегодняшних тенденций развития системы образования Донецкой Народной Республики.

Информация освещена в СМИ и представлена на сайте информационного портала «Горловка Ньюс», ознакомиться с репортажем можно по ссылке
 
Кафедра менеджмента образования и психологии

Центр специального и инклюзивного образования