Эффективность образовательного процесса всегда находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для достижения поставленной нами цели и реализации педагогических задач. Так как дидактическая основа модели обучения состоит из метода обучения и организованной формы, в которой он реализуется, а педагогическая техника объединяет средства и приёмы, непосредственно используемые в конкретном учебном процессе.
Аббревиатура ТОГИС расшифровывается так: Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе. Это технология продуктивного обучения, которая ориентирована на системно-деятельностном подходе в обучении с применением проблемного и модельного методов как основных. Технология способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности обучающихся и используется при:
- выработке навыков у обучающихся научного исследования;
- организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств;
- генерировании способов решения проблемной задачи;
- рефлексии проведённой деятельности на завершающем этапе урока в виде сопоставления личностного результата работы с достижениями общественного развития.
Главным преимуществом данной технологии является работа над конкретной учебной задачей. Акцент делается на способах их решения, а содержание оказывается следствием деятельности по решению задач. Она возникает там, где есть необходимость предварительного разбора, анализа условий, не сводящихся к технике выполнения уже известных операций. Таким образом, учебная задача имеет трехкомпонентную структуру, представленную в схеме.
Структура учебной задачи
Результатами применения технологии ТОГИС являются:
- осознание обучающимися ценностей совместного труда;
- овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
- провести рефлексию, коллективный анализ результатов.
Многие исследователи и педагоги практики отмечают, что школьники, которые проявляют инициативу в образовательном процессе и имеют возможность влиять на его ход, обладают, в конечном счёте, многими замечательными качествами. Они ответственны за свою учёбу, черпают вдохновение в самой познавательной деятельности, вдумчиво выбирают оптимальные стратегии для решения задач и склонны к сотрудничеству, совместной деятельности.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин