24 февраля 2015 г.

Рекомендации «Пишем сочинение по литературе»

Предлагаем в ходе подготовки выпускников к написанию итогового сочинения ознакомить их с данными ниже методическими рекомендациями.

Умеете ли вы писать сочинение?

Как ни удивительно, большинство старшеклассников и абитуриентов вообще не могут дать ясного ответа на этот вопрос. Почему? Ведь если спросить: «Умеете ли вы решать задачи того или иного типа?» — то «да» или «нет» последует незамедлительно.

Дело в том, что к сочинению почему-то относятся не так, как к любому другому письменному экзамену, и под¬готовка к нему, как правило, подменяется обычным (в лучшем случае углубленным) изучением литературы и русского языка.

Между тем, сочинение требует от учащегося таких же навыков и умений, как письменный экзамен по любому другому предмету. Иначе говоря, нужно научиться решать задачи определенного типа, а также делать верные расчеты, заполняя формулы числами, то есть конкретным литературным материалом.

Цель этого материала — рассказать о технологии написания сочинения, причем не любого, а отвечающего требованиям серьезных вузов, имеющих статус университета.

Что необходимо знать, приступая к подготовке к такому сочинению?

Ни в коем случае не будем повторять общеизвестные истины:
  • ­тема должна быть раскрыта;
  • ­сочинение должно быть логичным;
  • ­вступление должно быть...
Все это, конечно, правильно, и брошюр, дающих подобные советы, великое множество.
  • Сочинения бывают разных жанров — рецензия, рассуждение, отзыв и т.п. Однако практика вступительных экзаменов показывает, что для поступления в вузы необходимо уметь писать текст в жанре историко-литературного анализа с элементами эссе, рецензии, рассуждения, литературного портрета и т.п. На подготовку именно к такому сочинению следует обратить внимание учителю-словеснику.
  • Чтобы написать сочинение, необходима определенная предварительная работа. Проще говоря, школьник /выпускник/ абитуриент должен знать произведение, по которому собирается писать сочинение. Это аксиома. Но что реально означает «знать произведение»? Это требование включает в себя и понимание роли произведения в историко-литературном процессе, и текстуальное знание определенных отрывков, и многое другое. Упростим формулировку: что должен знать школьник/выпускник/абитуриент, приступая к подготовке к написанию сочинению? Какая предварительная работа должна быть им сделана?
Необходимо перечитать (или как минимум пролистать) произведение, на материале которого будет основываться сочинение.

Сделать выписки, которые можно использовать при написании сочинения. Зачем это нужно?
Накануне экзамена практически нереально просмотреть все произведения, включенные в программу. Гораздо проще взять заранее выписанные отрывки и повторить их.

Даже если вам кажется, что вы знаете наизусть «Евгения Онегина» или «Горе от ума», вы не сможете, не сделав предварительных выписок, подобрать нужные цитаты.

Нежелательно пользоваться для подготовки выписок компьютером: собственноручные записи — это, как известно, один из лучших мнемонических приемов, облегчающих запоминание. Кроме того, экзамены пока проводятся традиционным способом, следовательно, именно к этой форме работы вы и должны быть технически и психологически готовы.

Используя цитаты, помните, что сочинение не должно быть перегружено ими, а также то, что приводить на память целые строфы и монологи нецелесообразно, потому что вы можете забыть одно слово или знаки препинания в цитате. Выписать нужно ровно столько, сколько вы реально сможете выучить наизусть!

Выписки по одному произведению должны занимать не более одного-двух листов и должны включать:
  • ­имя, отчество, фамилию автора;
  • ­годы его рождения и смерти;
  • ­дату создания;
  • ­фамилии и имена главных (или всех) действующих лиц;
  • ­собственно цитаты-выписки.
Не старайтесь проявлять недюжинную оригинальность, выискивая малоизвестные цитаты. Даже если вы считаете, что, например, фразу «Злые языки страшнее пистолета», — процитируют все ваши конкуренты, это отнюдь не причина, чтобы избегать ее. Но, вписывая ее в свой собственный текст, сопроводите цитату оценочными эпитетами типа «общеизвестная», «вошедшая в пословицу». Иначе экзаменаторы могут подумать, что вы не знаете элементарных вещей, а ваши с трудом «раскопанные» оригинальные цитаты могут быть неизвестны и им».

Не забывайте о необходимых цитатах из литературной критики.
  • Для того чтобы раскрыть тему, вы должны уметь максимально свободно обращаться со своими домашними заготовками, писать экспромтом хотя бы части сочинения, быстро составлять план, соответствующий данной теме. Многолетняя преподавательская практика показывает, что выучивание «идеальных» текстов — путь тупиковый.
  • Существует мнение, что при написании сочинения необходимо вдохновение, определенное настроение, любовь к данному произведению и литературе вообще... Да, в идеале это так. А в реальной жизни тема сочинения может не вызвать никакой радости; данного автора вы можете (и имеете полное право!) не любить; настроение же ваше может быть не лучшим.
Следует признать, что пресловутое вдохновение — это не помощь, а скорее помеха при сдаче письменного экзамена. Разве на вдохновение вы рассчитываете на экзамене по географии? И влияет ли на качество вашего ответа любовь или нелюбовь к конкретному материку или отрасли промышленности?

Фактические знания и умение создать за несколько часов связный и грамотный текст – вот что реально требуется школьнику/выпускнику/абитуриенту.

Выполняя домашние задания, всегда пишите сочинения «за один присест», не растягивая это «удовольствие» на несколько дней. Только так вы и преподаватель сможете оценить свои реальные возможности: то, что вы создадите за 3—4 часа, и будет таким сочинением, которое вы способны написать на экзамене. И если оно, написанное в домашних условиях, с темой, известной заранее, с книгами и выписками, в которые можно заглянуть, окажется неудовлетворительным, то утешением может служить только то, что экзамен не завтра!

Вам придется, следуя данным рекомендациям, писать, как минимум, одно сочинение в неделю. Не бойтесь, что ваши сочинения будут однообразны, — рассматривайте эту работу как решение задач по геометрии или химии: вы же не станете каждый раз изобретать новый способ решения.

  • Эти рекомендации не дадут вам всестороннюю и исчерпывающую информацию по таким вопросам, как биографии писателей, истории создания произведений, теория литературы. Предполагается, что определенный уровень фактических знаний у вас имеется, в противном случае вам придется срочно заполнять пробелы.
Начитанность и эрудиция – ваши лучшие помощники, поэтому вы можете пользоваться любыми учебниками по истории и теории литературы, словарями литературных терминов, предисловиями и комментариями к художественным произведениям.
 
Однако всей этой информацией надо пользоваться, ненавязчиво включая ее в текст своей работы там, где это уместно. Как ни парадоксально, нередки случаи, когда обилие знаний приводит к прямо противоположному результату: сочинение на конкретную тему превращается в текст, о котором хочется сказать словами Грибоедова: «О чем бишь «Нечто»? — Обо всем!»

Надеемся, что рекомендации по методике подготовки к сочинению позволят вам избежать подобных неприятностей.
  • Распространенным заблуждением, вынесенным из школьной практики, является мысль о том, что ваше личное мнение должно быть непременно сформулировано в сочинении. В некоторых случаях это, конечно, так. Однако на протяжении уже не одного десятилетия в университетах не предлагают тем типа «Что я думаю о...», если только речь не идет о творческих конкурсах.
Ваша задача — не выразить свое мнение, а прежде все¬го, показать свои знания. Какое, например, может быть у вас мнение, если нужно писать о приемах изображения внесценических персонажей или о способах выражения авторской позиции, или о художественном своеобразии то¬го или иного произведения?

Если же тема позволяет выразить свое отношение к персонажу или к обсуждаемой проблеме, то следует задуматься о формах выражения своего «я» в сочинении. Ни в коем случае не следует пользоваться оборотами типа: «я считаю», «по-моему», «я думаю» и т.п. Те же мысли можно выразить при помощи:
  • вводных слов: вместо «Я думаю, Базаров не является лишним челове-ком» «Очевидно (безусловно), Базаров не является лишним человеком»;
  • безличных конструкций: «Нельзя не признать, что...», «Трудно согласиться с тем, что...», «Следует заметить, что...»;
  • придаточных уступительных: «Как ни удивительно...», «Как ни странно...»;
  • риторических вопросов: «Разве не странно, что..?», «Неудивительно ли..?»
Какие же выводы следуют изо всего вышесказанного?
 
Умение писать сочинение — это не то же самое, что знание литературы. Это сумма определенных практических навыков и художественных приемов. Ими вы будете овладевать в процессе систематической работы.

Приступая к написанию сочинения, вы должны усвоить и сделать следующее:
  1. Жанр сочинения, которому должен научиться школьник/выпускник/абитуриент, можно определить как историко-литературный анализ.
  2. Проведите самостоятельную подготовительную работу: знакомимся с произведением; делаем выписки; вспоминаем хотя бы школьный минимум по истории и теории литературы.
  3. Не списывайте и не учите чужих готовых работ целиком.
  4. Не ждите вдохновения — берите ручку и пишите!
  5. Не растягивайте домашнюю работу над сочинением на несколько дней — на экзамене их не будет.
  6. Не подменяйте знания мнениями. Мнение должно быть обоснованным и выраженным без помощи личного местоимения «я».
Эти рекомендации можно в определенном смысле на¬звать «репетиционными»:
  1. Вам    предстоит повторение материала, пройденного в курсе средней школы, которое включает в себя систематизацию и углубление знаний.
  2. Каждое сочинение — это репетиция экзамена с обучением определенным навыкам, написанием частей сочинений и составлением планов.
  3. При написании домашнего сочинения следует моделировать ситуацию экзамена и не тратить на работу более 3 часов.
Параметры оценки сочинения:
  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация и использование литературных источников.
  3. Композиция.
  4. Качество речи.
  5. Грамотность.
Размер сочинения:
Рекомендуемое количество слов  – 350.
Критерии проверки итогового сочинения

Критерии проверки
Что проверяется
За что ставится незачет
1. Соответствие теме

Содержание  сочинения: умение рассуждать, правильный выбор способа раскрытия темы: ответ на вопрос темы, размышления над проблемой, построение высказывания, опирающегося на тезисы, связанные с заданной темой  и т.п..
Сочинение не соответствует теме, нет цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Умение на основе  литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика) строить рассуждения,  аргументировать свою позицию, демонстрируя знание хотя бы одного произведения отечественной или мировой литературы и показывая свой подход в использовании материала. Уровни осмысления художественного текста: отдельные  элементы смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.), комплексный анализ:  единство формы и содержания при интерпретации темы.
Сочинение написано без привлечения литературного материала, существенно искажено содержание произведения, литературные произведения лишь упоминаются в работе

3. Композиция и логика рассуждения

Умение логично выстраивать рассуждение,  навыки аргументировать свои высказывания, логика в оперировании тезисами и доказательствами
Грубые нарушения логики, мешающие пониманию смысла текста
4. Качество письменной речи

речевое оформление текста: умение демонстрировать большой лексический запас, разнообразные грамматические конструкции, употреблять термины, избегая речевых штампов
Низкое качество речи, речевые ошибки, мешающие пониманию смысла текста
5. Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника




Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы