Предлагаем ученикам 7-10-х классов общеобразовательных школ самостоятельно выбрать для себя тему по физике для собственного исследования окружающей среды; изготовить самодельную модель или поработать в виртуальных лабораториях на сайтах.
В физике значение эксперимента очень большое, но количество уроков ограничено и недостаточно для того, чтобы успеть рассмотреть теоретический материал, выполнить все предусмотренные программой лабораторные работы, решить задачи и еще провести эксперименты. Поэтому предлагаем ученикам 7-10-х классов общеобразовательных школ самостоятельно выбрать для себя тему по физике для собственного исследования окружающей среды; изготовить самодельную модель или поработать в виртуальных лабораториях на сайтах:
- http://sp.bdpu.org/ - физическая школа
- http://experiment.edu.ru/ - естественнонаучные эксперименты;
- http://physics.nad.ru/, http://webserver.nm.ru/animations.html - анимация физических процессов.
Знания по физике это не только умение решать задачи, но и умение понимать, умение устанавливать причины и закономерности протекания различных физических явлений.
Развитию таких умений способствует исследовательская работа. Предлагаем, на наш взгляд, такие интересные направления для самостоятельной экспериментальной работы:
Темы домашних экспериментальных заданий для учащихся 7-9 классов
- Определить размеры малых тел методом рядов (линейка, горох, пшено ...).
- Определить площадь круга методом клеток (лист бумаги в клеточку, циркуль).
- Определить площадь различных рисунков методом ячеек (рисунок на бумаге в клеточку).
- Определить диаметр проволоки (проволока, линейка).
- Определить скорость движения бусинки вдоль нити (бусинка, нить, линейка, секундомер).
- Определить свою скорость движения (линейка, секундомер).
- Определить объем своего тела (ванна с водой, линейка).
- Определить давление, создаваемое человеком на почву при ходьбе и стоянии (лист бумаги в клеточку, карандаш).
- Определить давление воды на дно пластиковой бутылки (бутылка, вода, линейка, таблица плотностей веществ).
- Определить давление воды на различные части вашего тела (в ванне) (ванна с водой, линейка).
- Определить силу, с которой атмосфера давит на стол (стол, линейка, барометр).
- Определить плотность твердого тела «черного ящика» («черный ящик» с телом, тело известной плотности, линейка, таблица плотностей веществ).
- Вычислить работу, какую вы выполняете во время равномерного подъема с первого на третий этаж (линейка).
- Вычислить, какую механическую работу вы выполняете, проходя расстояние 1 км (линейка).
- Вычислить мощность, какую вы развиваете, равномерно поднимаясь с первого на второй или третий этаж своего дома (приборы подберите самостоятельно).
- Определить массу спичечного коробка (линейка, тела известной массы).
- Определить КПД наклонной плоскости (линейка, тело известной массы).
- Поставить на плиту два одинаковых сосуда, в одном из которых содержится 0,5 л воды, во втором − 0,5 л льда. Определить:
- сколько времени нужно, чтобы вода в обоих сосудах закипела;
- определить затраты энергии;
- построить график зависимости температуры от времени (вода, лед, сосуды, термометр, часы).
- Определить сопротивление проводника (проводник из известного материала, линейка, карандаш).
- Определить высоту столба (линейка).
Темы домашних экспериментальных заданий для учащихся 10 класса
- Определить количество молекул воды в стакане (стакан с водой, мензурка, таблицы).
- Определить количество теплоты, выделяющейся при равномерном скольжении тела по наклонной плоскости без начальной скорости (наклонная плоскость, линейка, тело известной массы).
- Определить абсолютную и относительную влажности воздуха в своей квартире (термометр, вода, тряпка, таблицы).
- Определить радиус трубочки из-под пасты (пустой стержень от ручки, вода, линейка, таблицы).
- Определить радиус капилляра промокашки (промокательная бумага, линейка, вода, таблицы).
- Определить массу водяного пара в своей комнате (термометр, вода, тряпка, линейка).
- Определить коэффициент поверхностного натяжения мыльного раствора (смачивание считать полным) (две капиллярные трубки различного диаметра, линейка, сосуд с водой, сосуд с мыльным раствором, таблицы).
- Вычислить и сравнить сопротивление проводников одинаковой длины из разных известных веществ (проводники, линейка, круглый карандаш, таблицы).
- Исследовать, как зависит от времени расстояние между телами, которые движутся перпендикулярно друг к другу (два тела, линейка).
- Исследовать зависимость скорости движения бруска от угла между нитью и плоскостью (движение равномерное) (нить, перекинутая через неподвижный блок, брусок скользит по гладкой поверхности, секундомер, линейка).
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
Отдел естественных дисциплин