11 февраля 2015 г.

Рекомендации ученикам по организации самообразовательной работы по физике

Предлагаем ученикам 7-10-х классов общеобразовательных школ самостоятельно выбрать для себя тему по физике для собственного исследования окружающей среды; изготовить самодельную модель или поработать в виртуальных лабораториях на сайтах.

В физике значение эксперимента очень большое, но количество уроков ограничено и недостаточно для того, чтобы успеть рассмотреть теоретический материал, выполнить все предусмотренные программой лабораторные работы, решить задачи и еще провести эксперименты. Поэтому предлагаем ученикам 7-10-х классов общеобразовательных школ самостоятельно выбрать для себя тему по физике для собственного исследования окружающей среды; изготовить самодельную модель или поработать в виртуальных лабораториях на сайтах:

Знания по физике это не только умение решать задачи, но и умение понимать, умение устанавливать причины и закономерности протекания различных физических явлений. 

Развитию таких умений способствует исследовательская работа. Предлагаем, на наш взгляд, такие интересные направления для самостоятельной экспериментальной работы:
 
Темы домашних экспериментальных заданий для учащихся 7-9 классов
  1. Определить размеры малых тел методом рядов (линейка, горох, пшено ...).
  2. Определить площадь круга методом клеток (лист бумаги в клеточку, циркуль).
  3. Определить площадь различных рисунков методом ячеек (рисунок на бумаге в клеточку).
  4. Определить диаметр проволоки (проволока, линейка).
  5. Определить скорость движения бусинки вдоль нити (бусинка, нить, линейка, секундомер).
  6. Определить свою скорость движения (линейка, секундомер).
  7. Определить объем своего тела (ванна с водой, линейка).
  8. Определить давление, создаваемое человеком на почву при ходьбе и стоянии (лист бумаги в клеточку, карандаш).
  9. Определить давление воды на дно пластиковой бутылки (бутылка, вода, линейка, таблица плотностей веществ).
  10. Определить давление воды на различные части вашего тела (в ванне) (ванна с водой, линейка).
  11. Определить силу, с которой атмосфера давит на стол (стол, линейка, барометр).
  12. Определить плотность твердого тела «черного ящика» («черный ящик» с телом, тело известной плотности, линейка, таблица плотностей веществ).
  13. Вычислить работу, какую вы выполняете во время равномерного подъема с первого на третий этаж (линейка).
  14. Вычислить, какую механическую работу вы выполняете, проходя расстояние 1 км (линейка).
  15. Вычислить мощность, какую вы развиваете, равномерно поднимаясь с первого на второй или третий этаж своего дома (приборы подберите самостоятельно).
  16. Определить массу спичечного коробка (линейка, тела известной массы).
  17. Определить КПД наклонной плоскости (линейка, тело известной массы).
  18. Поставить на плиту два одинаковых сосуда, в одном из которых содержится 0,5 л воды, во втором − 0,5 л льда. Определить:
    1. сколько времени нужно, чтобы вода в обоих сосудах закипела;
    2. определить затраты энергии;
    3. построить график зависимости температуры от времени (вода, лед, сосуды, термометр, часы).
  19. Определить сопротивление проводника (проводник из известного материала, линейка, карандаш).
  20. Определить высоту столба (линейка).
Темы домашних экспериментальных заданий для учащихся 10 класса
  1. Определить количество молекул воды в стакане (стакан с водой, мензурка, таблицы).
  2. Определить количество теплоты, выделяющейся при равномерном скольжении тела по наклонной плоскости без начальной скорости (наклонная плоскость, линейка, тело известной массы).
  3. Определить абсолютную и относительную влажности воздуха в своей квартире (термометр, вода, тряпка, таблицы).
  4. Определить радиус трубочки из-под пасты (пустой стержень от ручки, вода, линейка, таблицы).
  5. Определить радиус капилляра промокашки (промокательная бумага, линейка, вода, таблицы).
  6. Определить массу водяного пара в своей комнате (термометр, вода, тряпка, линейка).
  7. Определить коэффициент поверхностного натяжения мыльного раствора (смачивание считать полным) (две капиллярные трубки различного диаметра, линейка, сосуд с водой, сосуд с мыльным раствором, таблицы).
  8. Вычислить и сравнить сопротивление проводников одинаковой длины из разных известных веществ (проводники, линейка, круглый карандаш, таблицы).
  9. Исследовать, как зависит от времени расстояние между телами, которые движутся перпендикулярно друг к другу (два тела, линейка).
  10. Исследовать зависимость скорости движения бруска от угла между нитью и плоскостью (движение равномерное) (нить, перекинутая через неподвижный блок, брусок скользит по гладкой поверхности, секундомер, линейка).
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин