10 апреля 2015 г.

Успешная адаптация 5-классников как условие гармонического развития личности

Заместители директоров по УВР образовательного округа № 2 г. Макеевки приняли участие в семинаре «Успешная адаптация 5-классников как условие гармонического развития личности», организованном административной командой Макеевского лицея № 1 с ОШ II ступени № 61 – базовым образовательным учреждением округа.
Лицей № 1 с ОШ II ступени № 61 отличается от прочих образовательных учреждений тем, что в нем не обучаются дети 1-4 классов.  связи с переходом детей не только на следующую ступень обучения, но и в другое здание, в совершенно незнакомое сообщество, проблема адаптации 5-классников особенно остра. Педагогический коллектив выработал систему работы, направленную на улучшение состояния детей в школе. Девизом педагогов стали слова психоаналитика Кьюби:

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Дети сталкиваются с рядом проблем:

новые учителя-предметники, новые образовательные требования, новые предметы, увеличение нагрузки, более объемные домашние задания и высокий темп работы на уроках.
Недостаточная мотивация, не сформированные навыки самостоятельной работы рождают беспокойство, неуверенность.

Два педагогических коллектива – МОШ I ступени № 5 и лицей № 1 – успешно помогают детям.

Организуются регулярные встречи с родителями, проводятся Дни открытых дверей как условие, в котором каждый может почувствовать себя реальным участником педпроцесса.

Наиболее эффективными мероприятиями являются: 

два первых месяца 5-классники обучаются в одной классной комнате;

создание ситуаций успешности (в сентябре оценки низкого и среднего уровня не выставляются);

осуществляется системный мониторинг состояния дел.

Регулярно проводятся психолого-педагогические консилиумы, родительские субботы. Внеклассные мероприятия для параллели, что быстрее знакомит и сплачивает детей (День дружбы, Ярмарки, спортивные праздники, читательские и интеллектуальные конкурсы). Традиционным стал праздник «Ура! Я – пятиклассник!», дающий возможность заявить о достойном месте в большом ученическом коллективе.  В повестках дня педсоветов адаптация – периодическая тема.

Результатом работы педагоги и дети признают

хорошее настроение

любимые предметы

любимые учителя

успешную школьную жизнь

удовлетворенность межличностными отношениями с учителями, одноклассниками, сформированное навыками самостоятельной работы. 

Для пятиклассников разработаны правила, формирующие положительные психологические установки:

играй честно, не подводи товарищей. Будь везде внимательным;

не спорь с учителем из-за оценок. На учителя за оценки не обижаются;

старайся всё делать вовремя. Думай о хороших результатах: они обязательно у тебя будут;

помни: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для себя, родителей, учителей, друзей!

К концу марта фиксируется полная адаптация.

Организаторы семинара – Джалилова В.Л. (директор лицея № 1), Синяговская Т.В. (заместитель директора). Интересны выступления педагогов: Аблеевой Р.А. («Значение урока в процессе адаптации»), Пыхтиной Д.В.Семейный комфорт как залог успешности ребёнка»), Евсеевой А.С. («Компьютерные игры как средство повышения мотивации к учёбе»), практического психолога Сердешной Ю.С.

Семинарское занятие носило обучающий характер, способствовало дессиминации перспективного опыта лицея № 1 с ОШ № 61 в образовательном пространстве города. Работа педагогической команды по рассмотренной проблеме освещена в периодической печати.

Методист Макеевского УМЦ Еремизина Л.А.