Заместители директоров по УВР образовательного округа № 2 г. Макеевки приняли участие в семинаре «Успешная адаптация 5-классников как условие гармонического развития личности», организованном административной командой Макеевского лицея № 1 с ОШ II ступени № 61 – базовым образовательным учреждением округа.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Дети сталкиваются с рядом проблем:
новые учителя-предметники, новые образовательные требования, новые предметы, увеличение нагрузки, более объемные домашние задания и высокий темп работы на уроках.
Недостаточная мотивация, не сформированные навыки самостоятельной работы рождают беспокойство, неуверенность.
Два педагогических коллектива – МОШ I ступени № 5 и лицей № 1 – успешно помогают детям.
Организуются регулярные встречи с родителями, проводятся Дни открытых дверей как условие, в котором каждый может почувствовать себя реальным участником педпроцесса.
Наиболее эффективными мероприятиями являются:
• два первых месяца 5-классники обучаются в одной классной комнате;
• создание ситуаций успешности (в сентябре оценки низкого и среднего уровня не выставляются);
• осуществляется системный мониторинг состояния дел.
Регулярно проводятся психолого-педагогические консилиумы, родительские субботы. Внеклассные мероприятия для параллели, что быстрее знакомит и сплачивает детей (День дружбы, Ярмарки, спортивные праздники, читательские и интеллектуальные конкурсы). Традиционным стал праздник «Ура! Я – пятиклассник!», дающий возможность заявить о достойном месте в большом ученическом коллективе. В повестках дня педсоветов адаптация – периодическая тема.
Результатом работы педагоги и дети признают
хорошее настроение
любимые предметы
любимые учителя
успешную школьную жизнь
удовлетворенность межличностными отношениями с учителями, одноклассниками, сформированное навыками самостоятельной работы.
Для пятиклассников разработаны правила, формирующие положительные психологические установки:
• играй честно, не подводи товарищей. Будь везде внимательным;
• не спорь с учителем из-за оценок. На учителя за оценки не обижаются;
• старайся всё делать вовремя. Думай о хороших результатах: они обязательно у тебя будут;
• помни: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для себя, родителей, учителей, друзей!
К концу марта фиксируется полная адаптация.
Организаторы семинара – Джалилова В.Л. (директор лицея № 1), Синяговская Т.В. (заместитель директора). Интересны выступления педагогов: Аблеевой Р.А. («Значение урока в процессе адаптации»), Пыхтиной Д.В. («Семейный комфорт как залог успешности ребёнка»), Евсеевой А.С. («Компьютерные игры как средство повышения мотивации к учёбе»), практического психолога Сердешной Ю.С.
Семинарское занятие носило обучающий характер, способствовало дессиминации перспективного опыта лицея № 1 с ОШ № 61 в образовательном пространстве города. Работа педагогической команды по рассмотренной проблеме освещена в периодической печати.
Методист Макеевского УМЦ Еремизина Л.А.