27 мая 2015 г.

Азбука доброжелательности. Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может погибнуть.

Важно познакомить детей с правилами доброжелательного поведения и научить  использовать их как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, например:

  • хочешь играть, попроси разрешения;
  • если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
  • играя, думай, чем помочь товарищам;
  • если предложение товарища интереснее, поддержи его;
  • будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;
  • относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
  • не ссорься, а если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это вежливо;
  • если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.
Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а впоследствии и свои.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги должны использовать все доступные формы и методы работы:
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, народные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, прибауток;
  • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
  • организация выставок детского творчества;
  • метод проектов   и др.
Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у детей является художественная литература. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. Она помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому. Тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки на всю жизнь.

Предлагаем ознакомиться и использовать в работе с детьми  поучительный мультипликационный сериал  «Смешарики: Азбука доброжелательности».
http://onlinemultfilmy.ru/smeshariki-azbuka-dobrozhelatelnosti/

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования