30 сентября 2015 г.

Методические рекомендации по календарно–тематическому и поурочному планированию уроков английского (первого) иностранного языка в 1–11 классах общеобразовательных организаций

Отличительной особенностью нового стандарта образования является образование (в отличие от предыдущего, который ориентировался на обучение). Цель, достигаемая в процессе образования на современном этапе, – воссоздание, образование нового человека. Содержание образования - формирование культуры учения, развивающее обучение и воспитание.

В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД). При этом ЗУНы и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих УУД, имеющих метапредметный (надпредметный) характер, ключевая компетентность – умение учиться. Таким образом, новые образовательные стандарты предъявляют к предмету «Иностранный язык» следующие требования:
  • на уроке иностранного языка необходимо ставить и достигать актуальные цели и задачи: не только учебные, но и развивающие, социокультурные, воспитательные;
  • особое внимание должно быть уделено развитию универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.
Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

В связи с этим выделяют ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:
  1. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  2. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучаемыми и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  3. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
  4. вывод делают сами учащиеся;
  5. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  6. здоровьесбережение;
  7. учет уровня и возможностей учащихся, в частности, таких аспектов, как профиль класса, стремление и настроение детей;
  8. планирование обратной связи.
Основной стратегией обучения иностранному языку является коммуникативность. Урок должен иметь практическую направленность, строиться на принципах комплексного подхода, единства задач и целей. Комплексность урока обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них, то есть внутрипредметной интеграции.

Однако при планировании урока выделяется основная – практическая - цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается ее достижение. Помимо основной практической цели, формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели урока. 

Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка. Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др. Достижение образовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.

Воспитательная цель, как правило, обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование:
  • уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого языка;
  • системы моральных ценностей;
  • понимания важности изучения иностранного языка;
  • чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.
Примерами формулировок воспитательной цели могут быть:
  • воспитывать умение общаться с одноклассниками;
  • развивать умение отстаивать свою точку зрения;
  • прививать любовь к животным и др.
Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций обучающихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.

Примерные формулировки развивающей цели могут звучать следующим образом:
  • развивать механизм языковой догадки;
  • развивать способности вступать в иноязычное общение;
  • развивать способности логичного изложения мыслей.
Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель.
Основными документами для организации учебного процесса являются государственный стандарт и программа по предмету. Учитель составляет календарно-тематический план изучения программного учебного материала в течение учебного года и составляет поурочное планирование. Содержательная и тематическая часть программы состоят из трех основных сфер общения: личностной (ученик и его окружение), публичной (моя Родина, страна изучаемого языка) и образовательной, связанной с формированием умения учиться. Учебные программы по предмету не устанавливают порядок (последовательность) изучения предметной тематики в рамках учебного года, а лишь указывают на содержание, изучение которого является объектом тематического контроля и оценки в рамках семестрового и итогового контроля. Программы по иностранным языкам имеют сквозной характер и представлены в единой системе деятельностной терминологии.

Особое внимание необходимо уделить поурочному планированию. Урок состоит из обязательных компонентов: вводная часть, основная часть, заключительная часть, и методических элементов, количество которых зависит от места урока в теме, типа урока, его целей и задач. Вводная часть (организационный этап, когда происходит введение в языковую атмосферу) и заключительная часть (рефлексия: домашнее задание, итоги урока) занимают не более двадцати процентов времени от общего количества времени урока (учебного занятия).

Предлагаем вашему вниманию: в отделе иностранных языков Донецкого ИППО созданы кейсы для методического и дидактического сопровождения процесса обучения иностранным языкам по новым стандартам.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел иностранных языков