2 сентября 2015 г.

Что должно измениться в дошкольных образовательных организациях благодаря переходу на Государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Любые изменения в сфере образования должны проходить постепенно, поэтапно. Стандарт дошкольного образования требует создания в детских садах определённых условий: психолого-педагогических, кадровых, материально- технических и финансовых, конкретной предметно-пространственной среды. И в этом смысле при переходе на Государственный образовательный стандарт дошкольного образования противопоставление «вчера - сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени. И в стандарте о требованиях к этим условиям много говорится.


Первое и самое главное условие – это кадры, в системе образования они, извините за цитату, «решают всё». По итогам исследования было констатировано, что средней возраст воспитателей в детских садах – 50 лет, и есть риск, что через определённое время (5-10 лет) многие педагоги одномоментно уйдут на заслуженный отдых, остро возникает кадровая проблема. Важность этой проблемы сегодня недооценивается. Ее острота объясняется тем, что реализовать ГОС ДО в детском саду не сможет человек без педагогического образования. Более того, это сможет сделать только высокопрофессиональный педагог, то есть заведующие не смогут брать на должность воспитателя любого желающего.

Как меняются требования к воспитателю? Какими компетенциями должен владеть педагог, работающий по новому стандарту? В чём отличие от прежних подходов?

Педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний – этого раньше не было. У нас педагоги всегда прекрасно знали собственно педагогику и методики, но возрастную психологию, педагогическую психологию, психологию развития знали неважно, если не сказать – плохо.

Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого и нужно быть хорошо подготовленным теоретически и владеть педагогическими и психологическими технологиями.
Диалог продолжается. Ждем Ваших вопросов на нашем сайте: vdo.at.ua

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования