18 сентября 2015 г.

Использование краеведческого компонента в преподавании географии в рамках новых образовательных стандартов

Внедряем новые стандарты!

География – это тот предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию обучающимися природы и хозяйственной деятельности человека. Географическое краеведение призвано сгладить разрыв между теорией и практикой.

Краеведческий подход в преподавании географии не только содействует воспитанию любви к родному краю, осуществляет нравственное, эстетическое воспитание обучающихся, но и учит их видеть, ощущать, наблюдать, создавать. Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.

Согласно плану ДонИППО 17 сентября 2015 года отделом естественных дисциплин организован и проведен семинар по использованию краеведения в географическом образовании в рамках новых образовательных стандартов. 

Целевая аудитория мероприятия была представлена руководителями методических объединений учителей географии, учителями географии.

В ходе семинара освещались возможности предмета по использованию краеведческого материала.

Харченкова О.Н., учитель географии Макеевской гимназии, представила наработки по использованию Интернет-ресурсов. Обратила внимание на то, что в процессе краеведческой работы обучающиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания и умения.

Краеведение - это не только деятельность обучающихся, направленная на изучение родного края, но и одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале. Использованию жизненных ситуаций в преподавании географии посвятила своё выступление Коробченко Л.В., учитель географии, директор Донецкой гимназии № 92. 

Степанова Н.Н., учитель географии Донецкой ОО № 19 презентовала участникам разработки практических работ для курса «Социальная и экономическая география родного края». Учитель обратила внимание на то, что содержание краеведческого материала повышает познавательный интерес обучающихся. Это способствует осознанному пониманию причинно-следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах.

О пользе краеведческого материала для педагогической деятельности учителя географии рассказала Николенко В.А., учитель географии Макеевской ОО № 7. Её опыт работы доказывает, что, занимаясь краеведческой работой с детьми, сам педагог обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство.

Составными частями географического краеведения являются учебная и внеклассная краеведческая работа. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Наработки по внеклассной деятельности представила Лазан И.А., учитель географии Северной ОО № 1, г. Снежное. Она рассказала о работе школьного музея и его роли в мотивации учебной деятельности по географическому краеведению.

Маленьких О.Е., учитель географии Горловской специализированной ОО № 1, остановилась на проведении «Парковых уроков», подчеркнула важность знаний о родном крае и краеведческой работе с обучающимися. Такой подход практически осуществляет связь обучения и воспитания с жизнью и трудом.

Курс географии, благодаря краеведческому содержанию, имеет прекрасные возможности для изучения предмета не в кабинете, а на природе, подчеркнул в своем выступлении Мороз Б.В., учитель географии Петровской ОО Старобешевского района. Учитель поделился со слушателями особенностями организации и проведения в районе соревнований по ориентированию, дал рекомендации по проведению топографических занятий на местности. 

По окончании мероприятия участники получили бонусы в виде пакета презентаций, методических пособий, видео- и аудиоматериалов.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин