15 октября 2015 г.

В кейс учителя-словесника: анализ текстов на уроках русского языка

Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления.
М.М. Бахтин

Текстоцентрический подход к изучению русского языка и хорошо продуманная система упражнений способны сформировать и развивать у обучающихся коммуникативные умения и навыки, раскрыть их творческий потенциал, активизировать мыслительную деятельность, развивать воображение, воспитывать чувство русского языка, а перцептивная и продуктивная деятельность с учебными текстами будет способствовать формированию языковой личности обучающегося.

Анализ текста на уроке русского языка начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Послетекстовая работа носит, как правило, творческий характер.

В октябре текущего года слушатели курсов повышения квалификации «Формирование риторической компетенции учителя-словесника как составляющей педагогического мастерства» подготовили коллективный курсовой проект «Анализ текстов на уроках русского языка в 5-11 классах общеобразовательных организаций». Предлагаем учителям-словесникам мини-сборник текстов с образцами комплексного анализа для использования на уроках русского языка (см. Приложение).

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы