12 ноября 2015 г.

Готовимся к Республиканской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе!

Внедряем новые стандарты!

Олимпийское движение сегодня, пожалуй,
сильнейшая движущая сила в мире
(Эвери Брендедж)
Что пользы в том, что ты многое знал,
раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам
(Ф. Петрарка)

Современная жизнь, стремительная и насыщенная, требует от человека готовности к любым ситуациям. При этом очень часто приходится решать проблемы нестандартно, ведь проверенные способы уже не помогают. А значит, широко, нешаблонно мыслить, развивать креативные способности и постоянно расти и самосовершенствоваться нужно все время, начиная со школы. Конечно, если хочется быть успешным в профессии и жизни вообще.

Олимпиада – одна из форм работы с одаренными детьми в системе образования ДНР. Участие в Республиканской олимпиаде школьников — это отличная возможность для обучающихся не только проверить знания по русскому языку и литературе, продемонстрировать уровень ораторского мастерства, но и получить новый опыт. Здесь не придется делать однотипные упражнения или пересказывать параграф из учебника. На олимпиаде нужно задействовать логику и наблюдательность, память и воображение. Но это не значит, что участвовать в состязании смогут только круглые отличники. Олимпиады полезны абсолютно всем ученикам, ведь задания имеют разный уровень сложности. Задача олимпиады — пробудить и поддержать творческую инициативу детей. Они по-настоящему приобщаются к богатствам русского языка и литературы, к пониманию того, что это является душой народа, стержнем нации.

Олимпиадников ждёт четыре уровня заданий. Кроме того, каждый участник сможет проверить свои ответы по представленным на блоге ключам и образцам правильных ответов, а это придаст уверенности в себе любому ученику и повысит его интерес к предмету.

Итак, первый уровень заданий – репродуктивный: на проверку лингвистических знаний и умений, т.е. задания по всем разделам языкознания; второй – на проверку уровня литературной компетенции учащихся, например, умения анализировать художественный текст, сравнивать художественные произведения, а в некоторых классах – умения решать лингвистические и литературные задачи; третий уровень – написание творческой работы (сочинения объёмом от 0,75 до 1,5 страниц!), в которой обязательным условием является демонстрация круга чтения, культуры чтения, умение аргументированно обосновать свою точку зрения; четвёртый уровень – ораторское выступление на одну из предложенных тем.

Концепцию проведения олимпиады хорошо сформулировал Л.И.Скворцов: «…Это не должна быть «большая контрольная работа» по русскому языку. <…> Ведь после… предварительных отборов к нам приедут по-настоящему грамотные, начитанные и талантливые, творческие ребята. Вот тут и будем искать «гвоздь» и смысл нашего финального этапа. Суть не в знании школьной программы по русскому языку «от и до», не в зазубренных механически «правилах и исключениях», а в лингвистической одарённости подростка, в его свободном владении родным словом, в умении выразить свою любовь к его смысловым и художественным богатствам. Короче, будем искать и поддерживать новых Шахматовых, Буслаевых, Виноградовых, Дашковых и Ахматовых».

С целью организации качественной подготовки обучающихся к участию в Республиканской олимпиаде рекомендуем использовать образцы заданий разного формата, размещённые на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ Задания размещены в разделах «Олимпиады», «Для юных филологов», «Русский язык». Лингвистические задачи — это прекрасный полигон для того, чтобы познакомиться с лингвистикой и ее методами. С решением таких задач можно ознакомиться на странице блога ОРЯЛ http://kabruss.blogspot.com/2015/05/blog-post_52.html#more 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы