7 декабря 2015 г.

В чем разница между понятиями «опыт жизни» и «жизненный опыт» в технологии витагенного обучения?

Опыт жизни – витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. К сожалению, именно на этом информационном уровне и идет процесс обучения в большинстве образовательных технологий. 

Жизненный опыт – витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации в адекватных ситуациях. Это то, что в современной педагогике называется компетентностями.

Опора на жизненный опыт личности – главный путь превращения образовательных знаний в ценности. Источниками витагенной информации являются: средства массовой информации; научная, техническая и художественная литература; произведения искусства; социальное, деловое и бытовое общение; различные виды деятельности; образовательный процесс. Именно они составляют основное содержание, главный «нерв» витагенной информации. Концентрируясь на полюсах успеха – неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт. Переход витагенной информации в жизненный опыт происходит через несколько стадий.

  • 1-я стадия – первичное восприятие витагенной информации, недифференцированное.
  • 2-я стадия – оценочно-фильтрующая. Личность определяет зна-чимость полученной информации с позиций личной значимости.
  • 3-я стадия – установочная. Личность стихийно или осмысленно создает установку на запоминание информации на конкретный период.
Ценностью для ученика будет только то знание, которое он воспринимает как личностно-значимое. Для ребенка самодостаточными будут только те знания, которые он прочувствовал, познал, испытал на практике и хочет сохранить в запасниках своей долговременной памяти, т.е. то, что составляет его жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий. И это должны учитывать педагоги, которые работают по этой технологии.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин