28 января 2016 г.

Как воспитать творцов среди цифровых технологий

Проектор поставили, презентацию запустили, приложения установили, вот теперь-то всё пойдёт как по маслу, дети благодаря технологиям открыты новым знаниям, осталось только их вложить. К счастью, не всё так примитивно и в школе, и в жизни.

Если бы технологии обладали тем заветным ключиком к головам учеников, которым можно открыть сундучок с мотивацией, способностями усвоить знания и потом с лёгкостью их вытащить в нужное время, мир бы уже давно не испытывал потребности в педагогической мысли. Судя по тому, что ещё в 1866 году Гальцион Скиннер запатентовал аппарат для проверки правописания, мечты о том, что технологии смогут с успехом заменить учителя, забрезжили в умах учёных с началом индустриальной эпохи. Кто знает, почему эта идея настолько привлекательна — может быть, потому что мы хотим избавиться от конфликта поколений: в конце концов, о какой проблеме отцов и детей можно говорить, если обучение ведёт автоматизированный беспристрастный учитель без определённого возраста и культурных стереотипов.

Не будем вдаваться в футурологию, но скажем, что на сегодняшний момент личность учителя, координирующего работу в классе, однозначно незаменима. Учитель остаётся проводником в большую жизнь. Учитывая, что большая жизнь происходит в высокотехнологичном обществе, школьный кабинет неизбежно обрастает всеми атрибутами современного мира. И пока ни один гаджет принципиально далеко не ушёл от того аппарата для проверки правописания или от ящика обучения знаменитого однофамильца того изобретателя — Берреса Фредерика Скиннера. Воспитание всего, чем ценен человеческий разум — творческие способности, критическое мышление, способность решать проблемы — остаётся в компетенции такого же человеческого разума.

Тем не менее, особенности интернет-эпохи уже изменили многие образовательные ценности, хотя бы на бумаге, в образовательных стандартах сказав «нет» жёсткой необходимости в механическом заучивании и алгоритмическому подходу к решению задач. Какие же вполне привычные методы используются для того, чтобы соответствовать высокому уровню общественных ожиданий от учебной деятельности — чтобы дети и командную работу уважали, и нетрадиционный подход ценили, и смекалочка чтобы работала. В общем, вкратце перечислим способы воспитания того, что принято называть «творческими способностями».
  • Мозговой штурм
Мозговой штурм происходит естественным образом в ситуации, когда группа людей вынуждена решать стихийно возникший перед ними вопрос. В детстве, покупая в складчину бутылку газировки и две шоколадки на всех, а потом размышляя, как по справедливости это всё разделить, мозговой штурм происходил сам собой. Так и в классе — чтобы помочь нескольким головам заработать как единый механизм, нужна горячая актуальная для всех задача. Не про метры бассейна и «из пункта А в пункт Б...», а, например, попросить разработать систему «антивор» в супермаркетах.
  • Расширение границ
В общем-то, одна из техник мозгового штурма — выход за границы условий. Вопросы для дискуссии из серии «Как бы можно было предотвратить Вторую мировую?» или «Если бы роботы были совершенны, что стало бы с человечеством?» созданы как раз для того, чтобы стимулировать нестандартный подход к проблемам.
  • Поощрение самостоятельного выбора
Формат самостоятельной работы должен выбирать не учитель, а ученик. Дело учителя — предоставить варианты. Можно написать стандартную самостоятельную, состоящую из решения задачек или ответов на вопросы; а можно попросить учеников создать короткое образовательное видео, наглядно объясняющее тот или иной закон физики; у кого-то, может быть, хватит вдохновения на инфографику или подробный пост в блоге.
  • Создание клуба писателей
Умение рассказывать истории важно не только на уроках литературы. Сформулировать тему, изложить свою мысль и суметь донести проблему до читателей — это бесценные навыки человеческого общения. Вот целая подборка цифровых инструментов, которые помогают создавать и опубликовывать электронные книги. А в Америке есть замечательная инициатива под названием Nanowrimo — командное литературное состязание, цель которого состоит в написании своего романа из 50 000 слов за 30 дней. 

Без использования цифровых технологий можно организовать дискуссионный клуб, по результатам работы которого можно опубликовать совместную исследовательскую работу в школьном или классном блоге.
  • Пятиминутка размышлений
Дать в начале урока пять свободных минут на свободные размышления в полной тишине — это такой дидактический трюк, который работает безотказно и позволяет на время отключиться от внешних раздражителей. Это позволяет настроиться на усвоение учебного материала после активной перемены и в целом создаёт такую философскую традицию начала урока.

Эти приёмы, работающие вне учебных дисциплин, прекрасно подходят и для уроков естественнонаучного цикла, и для преподавания точных наук, и для предметов гуманитарной направленности. Творческое переосмысление важно в любом виде деятельности, и ошибочно считать, что творческим человеком нужно родиться. Творческого гения воспитать невозможно (как и помешать его развитию), а вот взрастить творческую жилку в каждом вполне нам под силу.
 
Источник: https://newtonew.com/ 

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр дистанционного обучения