Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование - это не изолированный вид познания мира. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь, трудом и наблюдением. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдательность создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой – интерес к экспериментированию способствует их развитию.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех его этапах: при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок отображает его детали в рисунке, лепке, конструировании, аппликации и т.п.
Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений у детей. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует более качественному овладению ими.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Подробнее ознакомиться с данной темой можно, перейдя по ссылке>>>
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования
Отдел дошкольного образования