Требования сегодняшнего дня - перестройка образовательной работы в русле гуманизации учебно-воспитательного процесса, то есть ориентирование ее на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, их физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия.
Такой подход предполагает учет всех интересов, склонностей, возможностей учащихся, раскрытия их творческой индивидуальности. И, соответственно, приводит к тому, что в практике педагогической деятельности наблюдается отход от всеобщей унификации и стандартизации образовательного процесса, преодолеваются консерватизм и стереотипы педагогического мышления, пробуждается инициатива педагога, раскрепощается его профессиональное сознание.
Каждый педагог получил право выбора содержания, форм и методов работы с детьми, что требует умения самостоятельно действовать и принимать решения в нестандартных динамических условиях, требует глубокого научного и практического осмысления всей образовательной работы, активного использования уже существующего фонда идей, педагогических технологий и систем, их развития и совершенствования. Педагогу необходимо приобрести практические навыки в конструировании педагогического процесса, в использовании возможностей современных педагогических технологий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, в обосновании собственных идей и методов совершенствования образовательного процесса в условиях современного учебного заведения.
Знания для человека сегодня приобретают конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода и гарантия защищенности. Поэтому цель образования - формирование совершенной «гармонично развитой личности» - постепенно заменяется гарантированным выполнением реально достижимых проектов, в которые будут вложены деньги и на которые будут ориентироваться реальные планы и каждого отдельного человека, и общества в целом.
Основные направления глобального обновления мировой образовательной системы:
- содержание образования обогащается новыми умениями, направленными на развитие способности оперировать информацией, творчески решать возникающие жизненные проблемы;
- традиционные способы передачи информации - устная и письменная речь - уступают место информационно-телекоммуникационные средствам, включая глобальные сети;
- важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога и ученика;
- особая роль в образовательном процессе проблемы нравственного становления личности, проблемы формирования духовных ценностей, становлению нравственного облика Человека;
- интеграция на новом качественном уровне всех образовательных факторов: школы, семьи, микро - и макросоциума.
Такие преобразования вызывают изменения и в психолого-педагогическом подходе к организации образовательного процесса:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, что позволит максимально использовать усвоенное;
- от статической модели знаний к системе умственных действий;
- от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Исходя из таких глобальных и психолого-педагогических установок, практика работы почти во всех образовательных системах мира характеризуется такими изменениями:
- отношение к ЗУНам как приоритетной цели образования заменяется на ценности мышления, творчества, компетентности личности;
- образовательная ценность смещается с установки «изучить и воспроизвести ...» на установку «мы поможем вам овладеть и применить ...»;
- характер педагогических отношений переходит от авторитаризма к партнерству и сотрудничеству в познании и деятельности.
Именно поэтому большое внимание сейчас уделяется инновационным процессам, которые и призваны решать эти задачи.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания