Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и усугубляется, порождая у него ряд психологических проблем.
По мнению Ж.Ш. Террассье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы.
Под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого. К примеру, высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, именно в этом и проявляется феномен интеллектуально–социальной диссинхронии. Библиографические данные донесли до нас сведения о великих людях, страдавших в детстве расстройствами речи: Микеланджело, Р. Бернс, А. Эйнштейн, У. Черчилль и др.
Специфика организации и осуществления психологического сопровождения одаренных детей, в личности которых сильные стороны и собственно одаренность сочетаются с проблемными аспектами, становится особенно актуальной в периоды социальной нестабильности, когда гиперчувствительная психика одаренных детей оказывается подвержена стрессам в большей степени, чем у их «обычных» сверстников и взрослых.
В означенном контексте рекомендуем практическим психологам образовательных организаций ознакомиться с материалом по данной проблеме и в случае необходимости использовать в своей работе приведенные в предлагаемом материале выкладки.
Ссылка на полный текст материала:
Кафедра менеджмента образования и психологии