Риск «сгореть» на работе очень актуален для человека современного общества, особенно для представителей социальных профессий.
На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.
Однако объективные обстоятельства профессиональной практики психолога в образовании сегодня таковы, что далеко не всегда удается организовать и провести для членов своего педагогического коллектива полномасштабный тренинг по профилактике и купированию профессионального выгорания. В этом случае оптимальным выходом является комплексное обучающее мероприятие, сочетающее в себе элементы лекции и тренингового занятия.
Такое мероприятие было проведено психологами Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования М.Г.Евсеевой и М.И.Павловой для сотрудников института.
Целью мероприятия было формирование умений и навыков сохранения и укрепления психического здоровья через активизацию личностных ресурсов и овладение способами психической саморегуляции.
В задачи мероприятия входило:
- актуализировать знания участников тренинга о понятии «синдром профессионального выгорания», его причинах, стадиях, способах профилактики;
- обучить способам психической саморегуляции;
- снизить уровень эмоционального напряжения;
- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
- сформировать установку на сохранение и укрепление психологического здоровья;
- предложить рекомендации по различным способам профилактики синдрома профессионального выгорания.
Участникам мероприятия был предложен теоретический материал о природе, сущности и стадиях профессионального выгорания представителей социальных профессий, а также возможность осуществить экспресс-диагностику своего психоэмоционального состояния с точки зрения заявленной проблемы.
В практической части мероприятия сотрудники института поучаствовали в проективной самопрезентации своего профессионального «Я» и осуществили творческий обмен способами психической саморегуляции и самовосстановления.
Содержание мероприятия нашло позитивный отклик в педагогическом коллективе института, что, на наш взгляд, свидетельствует об эффективности и целесообразности данной формы психолого-просветительской работы.
Кафедра менеджмента образования и психологии