14 марта 2016 г.

В методическую копилку психолога образовательной организации

Риск «сгореть» на работе очень актуален для человека современного общества, особенно для представителей социальных профессий.

На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни. 

Однако объективные обстоятельства профессиональной практики психолога в образовании сегодня таковы, что далеко не всегда удается организовать и провести для членов своего педагогического коллектива полномасштабный тренинг по профилактике и купированию профессионального выгорания. В этом случае оптимальным выходом является комплексное обучающее мероприятие, сочетающее в себе элементы лекции и тренингового занятия.

Такое мероприятие было проведено психологами Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования М.Г.Евсеевой и М.И.Павловой для сотрудников института. 

Целью мероприятия было формирование умений и навыков сохранения и укрепления психического здоровья через активизацию личностных ресурсов и овладение способами психической саморегуляции.
 
В задачи мероприятия входило:
  • актуализировать знания участников тренинга о понятии «синдром профессионального выгорания», его причинах, стадиях, способах профилактики;
  • обучить способам психической саморегуляции;
  • снизить уровень эмоционального напряжения;
  • содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
  • сформировать установку на сохранение и укрепление психологического здоровья;
  • предложить рекомендации по различным способам профилактики синдрома профессионального выгорания.
Участникам мероприятия был предложен теоретический материал о природе, сущности и стадиях профессионального выгорания представителей социальных профессий, а также возможность осуществить экспресс-диагностику своего психоэмоционального состояния с точки зрения заявленной проблемы.

В практической части мероприятия сотрудники института поучаствовали в проективной самопрезентации своего профессионального «Я» и осуществили творческий обмен способами психической саморегуляции и самовосстановления.

Содержание мероприятия нашло позитивный отклик в педагогическом коллективе института, что, на наш взгляд, свидетельствует об эффективности и целесообразности данной формы психолого-просветительской работы.

Кафедра менеджмента образования и психологии