14 марта 2016 г.

Развитие метапредметных действий

10 марта 2016 года на базе Донецкой ОШ № 93 состоялась конференция учителей русского языка и литературы Кировского района на тему «Развитие метапредметных действий при организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы».

Цель конференции: рассмотреть значение метапредметных действий в современном образовательном процессе, познакомиться с опытом работы в организации исследовательской деятельности на уроках; показать, что исследовательская деятельность – основа для формирования метапредметных действий.

Маценька И.В. (ДОШ № 30), углубившись в историю вопроса, сообщила о том, что метапредметное обучение было широко распространено ещё в 1918 году и называлось тогда методом проектов, а также и современный взгляд на проблему. Федорова С.К. (ДОШ № 69) показала актуальность проблемы, ведь метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой формируется личность, обладающая информационной культурой. Преподаватель ДОШ № 90 Савченко Т.А. остановилась на методе исследования на уроках русского языка и литературы, отметила, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным. 

Руководитель МО русистов района Савченко Е.А. (ДОШ № 77) в своем выступлении представила основные шаги при конструировании урока-исследования. Обратила внимание, что такой урок всегда должен начинаться с создания проблемной ситуации, когда школьник защищает свое мнение, приводит в его защиту аргументы, факты, использует способы приобретения знаний и опыта, побуждающие задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление. Бородина В.А. рассказала об опыте своей коллеги Якушкиной О.Н. (гимназия № 92) – о работе с концептами на уроке языка и литературы. Интересные виды работ, эмоционально представленные Валентиной Александровной, заинтересовали каждого.

Дараган О.А. (ДОШ № 112) из опыта работы рассказала о проведенных ею уроках-исследованиях в 8 классе. Ольга Анатольевна еще раз в своем выступлении подчеркнула, что исследовательская деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы развивающей среды для формирования метапредметных компетенций.  Мастер-класс по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении частей речи, представленный учителем Усовой Б.Ю., подчеркнул, что метапредметный подход базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе, – это творческое мышление.

Учителя Марченко Л.З. (ДОШ № 69) и Якименко Е.И. (ДОШ № 93) рассмотрели применение метапредметного подхода на примере уроков-исследований в 10 классе, где использовались технология критического мышления, дискуссия с целью более глубокого и зрелого осознания категории «духовности» и «нравственности».

По результатам проведения конференции планируется подготовить сборник, отдельным разделом которого будет – творческий релакс участников. В него войдёт и монофон учителя Бородиной В.А. 

Метапредметность
Мечтам и мачтам моим маяк. Магнетизму ментальности - мельница. О мучениях малосильных мольба. Меркантильных – меньшинство, мужественных – множество. Мечется маловерный мучительно, морем многоречивым множится. Мелькает мирриадами Млечность – мысли многообразятся. Милая моя метапредметность – молния мыслей, мера молчания, молодость мира!

Вопросы конференции заинтересовали всех присутствующих коллег, т.к. каждый учитель должен помочь своим ученикам адаптироваться в современном обществе, указать пути к самореализации, научить применять полученные в разных областях знания для решения жизненно важных задач. Ведь вспоминая слова философа Сенеки, мы ещё больше убеждаемся, что «не для школы, а для жизни мы учимся».

ДОШ № 93 Кировского района г.Донецка