25 апреля 2016 г.

Открываем возможности использования лингвистических задач

Решение вопроса есть путь к знанию.
Гадамер Х.

22 апреля 2016 года словесники Республики приняли участие в тренинг-клубе «Лингвистические задачи как продуктивное средство формирования языковой компетентности учащихся».

Спикерами вебинара стали Л.В.Мельникова, заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО, и И.Н.Данилова, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР Торезского лицея «Спектр», руководитель городского методического объединения учителей-словесников.

Лингвистические задачи — особый жанр лингвистической учебной литературы, поэтому возникла необходимость рассказать о них, научить словесников не только решать такие задачи, но и самостоятельно их моделировать, использовать их в учебном процессе с целью формирования языковой компетентности обучающихся, а также для подготовки потенциальных участников и победителей олимпиад по русскому языку разных форматов. 

Лариса Васильевна презентовала т.н. «самодостаточные лингвистические задачи», которые, в отличие от разного рода упражнений и заданий, нужно решать, так как ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется никаких дополнительных специальных знаний или подготовки. Особенность таких задач: все необходимые данные есть в условии; необходимо лишь прибавить знание русского языка и логическое мышление.

Ирина Николаевна порекомендовала словесникам алгоритм составления познавательной задачи, суть которой состоит в следующем: после подбора текста, в роли которого может выступать стихотворение, небольшой фрагмент из прозаического произведения или даже отдельное предложение, предлагается вопрос или задание, при выполнении которого используется методика медленного чтения, направленная на то, чтобы углубиться в текст, «развернуть» его; затем предлагается форма решения задачи (фронтально, в группе, индивидуально, в качестве домашнего задания), само же решение представляется устно или письменно. 

Участникам тренинг-клуба были презентованы задачи на понимание смысла заглавия, на изучение жанровых особенностей, близости произведения тому или иному литературному течению, направлению; задачи, связанные с построением произведения, системой персонажей, сопоставлением художественных явлений, работой над языком. Была также представлена классификация задач в зависимости от того, какой объём исследуемого текста входит в условия, что он собой представляет: относительно самостоятельный фрагмент, несколько таких фрагментов или набор цитат и т.д. Продемонстрированы задачи простые (с одним вопросом) и сложные (с несколькими вопросами). Была определена сфера применения познавательных задач в обучении литературе.

Участники тренинг-клуба выполняли предлагаемые задачи и проверяли себя, сравнивая свои версии с правильным решением. 

Самыми активными участниками вебинара были учителя-словесники из гг.Тореза, Харцызска. Макеевки, Донецка и Новоазовского района.

С материалами занятия можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «Методический калейдоскоп»

Следующее занятие тренинг-клуба будет посвящено решению познавательных задач в форме квазитекста, синопсиса и заданий с констатирующей составляющей.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы