22 июня 2016 г.

Какие методы способствуют формированию мировоззрения у детей?

Период дошкольного и младшего школьного возраста является ключевым для формирования основ мировоззрения будущей личности. Возрастные особенности (любознательность и эмоциональная открытость) способствуют активному восприятию информации, творческому познанию и применению в собственной деятельности. Народное творчество является источником информации, который по-настоящему близок и доступен восприятию ребенка. Оно отображает думы и чаяния народа, описывает мировоззрение народа, закладывает знания о человеке и его жизни, особенностях построения семьи и взаимоотношений в обществе. В нём прославляются важные для народа качества, героизируются люди, обладающие данными качествами.

Сказки выражают характер народа, его психологию и жизненные позиции, они всегда поучительны, назидательны и утверждают моральные истины. В них воплощены патриотические качества народа: любовь к Родине и её защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, национальное достоинство, миролюбие, добрососедство и т.д.

Большое значение в воспитании любви к Родине, гордости за её историческое прошлое, желании защищать её от нападений врагов имеют былины. В них созданы образы героев, воплотивших нравственный идеал народа. 

Становлению мировоззрения способствует участие детей в народных праздниках и обрядах. В них находят своё отражение такие особенности, как вхождение человека в мир, постижение смыслов бытия, стремление к гармонии и духовному идеалу. Так, праздник «Масленица» пробуждает эмоциональное отношение к жизни, природе, знакомит с традициями проводов зимы и встречи весны, содействует воспитанию щедрости, доброжелательности, а также уважения к укладу жизни, быту, обычаям наших предков. Такие праздники как «Троица», «Пасха», «Рождество», помогают детям познать православные традиции, их историю и ценностное значение. Посредством праздников дети усваивают нравственные правила, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным.

Кафедра дошкольного и начального образования