26 августа 2016 г.

Коуч-школа для руководителей методических объединений учителей-словесников

Обучение будет успешным только тогда,
когда содержание обучения будет соответствовать
 потребностям и интересам учащегося.
У. Джемс

25 августа 2016 года в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования в рамках Августовской педагогической студии состоялось третье занятие Коуч-школы «Формирование нового филологического контента в условиях действия Государственного образовательного стандарта», участниками которой стали методисты районных (городских) методических кабинетов (центров), отвечающие за научно-методическое сопровождение предмета «Русский язык и литература»; руководители районных (городских) методических объединений учителей русского языка и литературы; представители республиканских лицеев-интернатов, учителя-словесники, члены творческих групп по созданию учебно-методического обеспечения предмета, слушатели курсов повышения квалификации.

Организатор Коуч-школы – отдел русского языка и литературы Донецкого РИДПО. Тема третьего занятия – «Использование учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуаций для достижения обучающимися высоких предметных результатов». 
 
Цель Коуч-школы – расширить знания представителей методических служб о путях формирования нового филологического контента в условиях действия Государственного образовательного стандарта; ознакомить с продуктивными моделями использования учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуаций для достижения обучающимися высоких предметных результатов.

Задачи: составить программу учебно-методического сопровождения образовательного маршрута «Достижение обучающимися высоких предметных результатов по русскому языку и литературе»; ознакомить с результатами ГИА по русскому языку и литературе и др. форм аттестации учащихся по русскому языку и литературе с использованием разработанного ОРЯЛ научно-методического инструментария, с решением коллегии МОН ДНР «О состоянии преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях ДНР» и наметить пути и формы их реализации; презентовать методические находки учителей-практиков; пополнить методический кейс материалами по использованию учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуаций для достижения обучающимися высоких предметных результатов.

Открыл Школу ректор Донецкого РИДПО А.И. Чернышев, к.п.н., доцент. Алексей Иванович обозначил стратегические перспективы языкового и литературного образования школьников в Донецкой Народной Республике, поздравил словесников с началом нового учебного года и вручил благодарности учителям, руководителям методических объединений, методистам за активное участие в методической работе и работе творческих групп по созданию учебно-методического обеспечения школьного курса «Русский язык и литература».

Директор Донецкого информационно-методического центра образования И.Н. Присада рассказала о новых направлениях работы центра и пригласила словесников к активному сотрудничеству. 

Участникам мероприятия предложили принять участие в соцопросе «Высокие предметные результаты: проблемы, находки, перспективы», который провела и обобщила методист отдела русского языка и литературы  Н.О. Рубинская.

Заведующая ОРЯЛ Л.В. Мельникова подвела итоги участия словесников в научно-методических мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства, которые проводились в рамках Года чтения в ДНР, поблагодарила методические службы за качественное организационное сопровождение этой деятельности педагогов.


В докладе Лариса Васильевна рассказала о возможностях использования учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуаций с целью достижения обучающимися высоких предметных результатов, проиллюстрировав выступление фотоколлажем «Методическая летопись-2016: Словесники ДНР формируют новый образовательный контент» и обосновав высказывание о том, что «академический коуч помогает научиться справляться с заданием и получить навыки для повышения успешности обучения в целом (в отличие от обычной помощи по какому-либо предмету) (ВикипедиЯ), представила видеопособие по текстоведению, состоящее из аннотации и 12 видеороликов (автор-составитель Л.Н. Плыс, г. Харцызск), проинформировала о проекте «Информационно-образовательная среда «КМ-Школа» – комплексный проект информатизации учебного заведения» и смотивировала словесников на системную и систематическую работу по повышению грамотности школьников, активизации их читательской деятельности, формированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанию патриота и гражданина, личности, успешно социализирующейся в современном обществе. 

«Мотивация обучающихся на достижение предметного результата освоения образовательных программ» – практикум, который провела с участниками Е.А. Савченко, руководитель МО Кировского района г. Донецка.

Коуч-сессия занятия была посвящена современному уроку и подготовке к ГИА. В ней приняли участие Е.Я. Левченко, учитель Ясиноватской школы №1 («Современный урок: Пропедевтика ГИА по русскому языку»), и Л.Б. Кузнецова, заместитель директора Горловского лицея №14 «Лидер» («Современный урок: Пропедевтика ГИА по литературе»).

Экспресс-презентацию ценностно-деятельностных упражнений по литературе, сборник с которыми подготовила  творческая группа по учебно-методическому обеспечению курса «Русский язык и литература», провела И.Н. Данилова, заместитель директора лицея «Спектр» г. Тореза, руководитель ГМО, автор обновлённой программы по литературе на 2016-2017 учебный год.

Материалы, предложенные на Коуч-школе, станут основой для программы учебно-методического сопровождения образовательного маршрута «Достижение обучающимися высоких предметных результатов по русскому языку и литературе» .

Методисты рассказали о перспективном плане работы коуч-школы на второе полугодие 2016 г., о предстоящем Республиканском конкурсе буктрейлеров «Cameback читателя русской классики», который будет проходить в рамках Года чтения в ДНР; проафишировали проект «Видеоуроки по русскому языку для 11 класса» (начало съёмок – сентябрь текущего года), и знаковые мероприятия, которые состоятся в ближайшее время, например, Кнайп-клаб «Краеведческий компонент литературного образования обучающихся: поэты-песенники Донбасса» и др. 

Руководители методических объединений получили электронные кейсы «Коучинговое сопровождение организованного начала учебного года» с разнообразными методическими материалами: рекомендациями по предмету и к первому уроку, моделями первых уроков, посвящённых Году чтения, конструктором современного урока, образцами ценностно-деятельностных задач, сценарием русского традника, тезисами выступлений и презентациями, обновлёнными программами по русскому языку и литературе, списками авторских программ факультативных и элективных курсов, курсов по выбору и т.д.

Заключительным аккордом коуч-школы стал культурно-просветительский блок: «Русский традник в Донецке». В реализации проекта приняли участие методические службы городов Харцызска, Макеевки и Енакиева.

Традник представила В.В Лысяк, учитель Макеевской школы № 37.
 
Творческая группа педагогов из общеобразовательных организаций №№ №, 1, 3, 5, 6, 7, 19, 22, 24 г. Харцызска (Маханько Г.В., Астахова Е.Н., Балясова Е.Н., Возжина М.Н., , Воронько Г.К., Данина Н.С., Добряк Т.Н., Изотова С.М., Сидорова Л.А.,, Попова Н. Н., Живагина Л.В., Косенко Т. Т., Милецкая О.А., Крайникова Е.Н., Матюхова Н.В., Романюк И.А., Тимофеенко О.К., Стратулатова В.С., Евдокимова Я.В., Брыжук Н.А., Одиноцкая Е.В.) под руководством О.Н. Левашовой, методиста ГМК, рассказали о традициях русского народа, народном календаре и народных приметах, пели песни и водили хоровод, а также провели мастер-класс по изготовлению оберегов-жаворонков, пригласив в мастерскую учителей-предметников; всем участникам традника предложили отведать угощение.

Словесники из общеобразовательных организаций №№ 15 и 37 г. Макеевки (Лысяк В.В., Рыжикова О.В., Якименко М.П. и Олейникова Л.В.) представили музыкальную сценку «Русские пельмени: без пельменей нет веселья» с рецептами, частушками и настоящими пельменями. 

Педагоги из общеобразовательных организаций №№ 1, 4, 20, 41 и гимназии г. Енакиева (Сметанка О.С., руководитель ГМО, учителя Гурова О.Н., Музычко О.С., Ряска О.Г., Чинько А.С., Демиденко Т.А.) под руководством М.Б. Холоденко М.Б., методиста ГМК, рассказали об истории появления чая на Руси, об отличительных особенностях русского чайной традиции, об особенностях традиции русского чаепития (утварь, угощение, общение – главное в русской чайной традиции!). Здесь был и тульский самовар, и сушки-баранки-бублики, и сценки традиционного чайного застолья, и городской романс.

Русский традник в Донецке удался!  

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы