18 ноября 2016 г.

Использование игровых технологий на уроках экономики

В последнее время большое внимание уделяется технологиям игрового обучения. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между преподавателями и обучающимися.

Использование игровых форм на уроках экономики способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к экономическим знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения и воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести экономические знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

На начальном этапе внедрения игровых технологий на уроках экономики рекомендуем использовать короткие игры на 10-15 минут. Например, для пробуждения у обучающихся интереса к предмету экономика с первых уроков объяснение материала можно сопровождать сказками, ребусами, пословицами, кроссвордами, игровыми ситуациями, содержащими экономический смысл, а затем, из нескольких альтернативных вариантов развития сюжета предложить выбрать наиболее оптимальный с экономической точки зрения; или из приведенных ситуаций предложить сделать логический вывод. Можно проанализировать сказки, например, «Колобок» - при знакомстве с факторами производства (какие факторы производства были использованы при его изготовлении?); «Курочка Ряба» - говоря об альтернативных издержках и экономическом выборе (что выгоднее: съедать яйца, снесенные курочкой, или получать из них цыплят?), и т.д. Такая форма изложения нового учебного материала позволяет обучающимся легко, с интересом его воспринимать и запоминать.

При повторении, закреплении пройденного материала рекомендуем использовать короткие интеллектуальные игры. При этом, используя одни и те же игровые формы, можно менять правила игры, постепенно их усложняя.

Например, такие интеллектуальные игры, как «Викторина», «Правда ли?», «Верно ли?».

После освоения этих простых правил игры можно переходить к более сложным игровым формам. Для закрепления, обобщения знаний и умений по теме, разделу учебного материала целесообразнее проводить ситуационно-ролевые игры, игры-соревнования, конкурсы, КВН и другие – продолжительностью 1-2 часа. В них уже представлены разнообразные задания, охватывающие все основные вопросы изученного материала – как теоретические, так и практические. Эти игры требуют большей предварительной подготовки – как от преподавателя, так и от учащихся.

09 ноября 2016 г. на базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования прошло занятие республиканского семинара–практикума для учителей экономики по теме «Особенности использования игровых технологий на уроках экономики». На занятии были рассмотрены основные теоретические, методические и практические аспекты данной темы.

В ходе практической работы были отработаны особенности использования различных игр: дидактических, ролевых и деловых. Учителя с удовольствием играли роли китобоев, продавцов, покупателей и предпринимателей. В ходе обсуждения были расставлены приоритеты использования данной технологии на уроках экономики.

Познакомиться с материалами республиканского семинара-практикума можно на блоге отдела естественных дисциплин Донецкого Республиканского института дополнительного педагогического образования http://otdel-ed.blogspot.com

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания