3 февраля 2017 г.

Патриотизм – связующая нить поколений

В конце января 2017 г. на базе методического центра управления образования администрации г. Макеевки состоялось заседание методического объединения школьных библиотекарей. Целью данного мероприятия стало содействие патриотическому воспитанию детей и молодёжи через книгу и поэтическое наследие писателей родного края.

Задачи методического объединения:
  • привлечение детей и молодёжи к чтению;
  • повышение интереса к творчеству литераторов донецкого края;
  • популяризация ресурса «Электронная библиотека любимых писателей и книги» (участие в конкурсе «Информационная независимость»);
  • вовлечение детей и молодёжи в процесс изучения и исследования культурной жизни родного города, Республики в историческом и современном контексте;
  • выявление творчески одаренных детей и молодёжи, содействие в их дальнейшем творческом росте.
Патриотизм – понятие всеобъемлющее. В разные времена в обществе формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Но любовь к Родине, верность героическим традициям, знание истории своего народа – вот неполный набор основ системы воспитания любого гражданского общества, любого государственного строя. Патриотизм в конечном итоге становится связующей нитью разных поколений. Возвращается осознание того, что для воспитания достойного гражданина и патриота необходимо формировать у молодежи чувство преданности родной земле, гордости за историю своей страны, любовь к отчему дому и семье. Поэтому сегодня школьные библиотекари как приоритетную задачу поставили для себя пропаганду традиционных, общечеловеческих ценностей, таких понятий, как «патриотизм», «гражданственность». А потому библиотекари образовательных организаций нашего города придают особое значение вопросам патриотического возмужания молодежи.

Современные информационные ресурсы позволяют вести работу по патриотическому воспитанию молодежи в самых различных направлениях: гражданском, историко-патриотическом, краеведческом. Библиотекари используют широкий круг отечественной художественной, публицистической литературы, киноматериалы. Задача школьных библиотек – опираясь на имеющиеся фонды, рассказать о мужестве, о нашем прошлом, о нашем долге и памяти. Помочь ребятам ощутить себя патриотами своей страны должна библиотека.

Библиотеки – социально активный институт, деятельно участвующий в воспитательном процессе, необходимое звено в системе патриотического воспитания и просвещения, проводник политики государства в широкие слои общества. Мы считаем, что воспитание сегодня – это в первую очередь содействие развивающему чтению, в основе которого лежат культурные ценности: ее история, литература, искусство, духовное и художественное наследие народов живущих в нашей Республике. Представляется, что такое понимание патриотического воспитания наиболее точно соответствует назначению школьных библиотек как информационно-просветительских и культурно-досуговых учреждений.

Именно чтение литературы по истории Республики, книг о великой Отечественной войне, о событиях, которые происходят сегодня, и встречи с молодыми поэтами-писателями родного края позволяют провести исторические параллели, получить ясное представление о прошлом, связать его с настоящим, проанализировать и попытаться дать собственную оценку общественно-политическим и историческим событиям. В этом, на наш взгляд, цель развивающего чтения, способствующего подготовке молодого человека к активной, созидательной, преобразовательной деятельности на благо Родины, то есть воспитанию патриотов своего Отечества.

Наши библиотекари образовательных организаций имеют богатый опыт патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьные библиотекари используют для этой цели различные формы наглядной пропаганды книги (информационные стенды и книжные выставки), индивидуальной и массовой работы с читателями: комплексные (уроки и часы мужества, истории) и клубные мероприятия (праздники, вечера встречи и др.).

Общими усилиями ведется поиск таких приемов подачи информации, которые позволяют осознать эту информацию и проникнуться ее глубиной. Поэтому нужно говорить о войне и литературе, правдиво ее отображающей. Проблемы достоверности исторической правды и влиянии ее на воспитание. С большим вниманием восприняты презентационные материалы Герасимовой Ларисы, методиста методического центра и Арсенюк Нины, заведующей библиотекой Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 35 по формированию гражданской компетентности и практическому воспитанию патриотизма во внеурочной деятельности через книгу и произведения современных писателей родного края.

Гостями методического объединения стали член Союза писателей Донецкой Народной Республики, начальник Первой концертной бригады Донецкой Народной Республики, поэт, автор-исполнитель, председатель донецкого отделения общественного объединения «Алтарь Отечества» – Баранец А.В. (Андрей Ворошилов) и ведущий библиотекарь ЦГДБ им. А.П.Гайдара – Бахметова Т.А. С огромным удовольствием школьные библиотекари выслушали мнение донецкого автора о продвижении и популяризации чтения среди современной молодёжи, частые регулярные встречи Андрея Ворошилова и его единомышленников с учениками Донецка, Макеевки способствуют воспитанию духа патриотизма, гражданственности. Поэт – организатор встреч детей с ополченцами, которые пострадали в ходе боевых действий. Интересно было послушать о разнице детей Донбасса и российских детях. Аплодисментами приветствовали школьные библиотекари стихотворения о русском характере Андрея Ворошилова, выразив надежду на дальнейшее сотрудничество. В рубрике «Молодая Республика – новые имена» Татьяна Александровна в свою очередь познакомила с авторами сборника «Час мужества» – Марины Бережневой, Владимира Скобцова, Анны Ревякиной, Людмилы Гонтаревой, Арсения Александрова, Никиты А.Дмитренко, Екатерины Ромащук и других. Также поделилась интересными фактами встреч с творчеством макеевской поэтессы Ирины Горбань – членом Союза писателей Донецкой Народной Республики, Союза писателей “Новый современник”, Макеевского городского литературного объединения им. Николая Хапланова, лауреатом трёх международных литературных премий. В частности, в предпоследней книге “И в этот день была война…” автор, как коренная макеевчанка, опубликовала стихи и рассказы в прозе, посвящённые реальным событиям – обстрелам Макеевки, Донецка, других городов Донецкой Народной Республики войсками украинского режима, гибели мирных людей, житейским тяготам в условиях военного времени, подвигам защитников Республики. И в завершении заседания участники методического объединения просмотрели презентацию «Мой Донецкий край, моя жизнь… Моё сердце».

Методический центр управления образования администрации
г. Макеевки