18 февраля 2017 г.

Решение расчетных задач по химии, как способ совершенствования химической компетентности

Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно только подражая образцам и постоянно практикуясь.

Д.Пойа

Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Анализ школьных учебных программ по химии показывает, что необходимый уровень сложности расчетных задач, которым необходимо овладеть школьникам, очень низкий. Типология задач также весьма узкая. Наблюдается формальный подход к решению задач и эпизодическое включение их в учебный процесс. В связи с этой проблемой учителям химии, повышающим свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, предлагается модуль «Решение расчетных задач по химии, как способ совершенствования химической компетентности».

По современным психолого-педагогическим требованиям важная роль в процессе усвоения химических знаний отводится использованию получаемых знаний при решении задач различных типов. Решение расчетных и качественных задач развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует более глубокому освоению учебного предмета. Именно через решение задач различных типов и уровней сложности может быть эффективно освоен курс химии.

Исследования проблемы обучения учащихся решению задач показывают, что несформированность умений является следствием следующих причин:

  • решая задачу, не осознают должным образом свою собственную деятельность, т.е. не понимают сущности задач и хода их решения;
  • не всегда анализируют содержание задачи, проводят ее осмысление и обоснование;
  • не вырабатывают общие подходы к решению и не определяют последовательность действий;
  • часто неправильно используют химический язык, математические действия и обозначение физических величин и др.;

Преодоление этих недостатков является одной из главных целей, который ставит перед собой учитель, приступая к обучению решению расчетных задач.

Химическая задача как элемент проблемного обучения.

Химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.

Структура учебной деятельности с точки зрения ее состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты. В процессуальной структуре учебной деятельности, как деятельности по решению учебных задач, могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты, определяющие последовательность осуществления деятельности:

анализ задачи;

  • принятие учебной задачи;
  • актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения;
  • составление плана решения задачи;
  • практическое ее осуществление;
  • контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.

Решение задач требует умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы в целом. При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые. Задачи, включающие определенные химические ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, являются средством контроля и самоконтроля, помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разработать тактику их устранения. При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений.

Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке.

Отсюда понятно общепринятое в методике мнение, что мерой усвоения материала следует считать не сколько пересказ учебника, сколько умение использовать полученные знания при решении различных задач.

Значение решения задач:

Во-первых, это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.

Во-вторых, прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью.

Место задач в курсе химии:

  • При объяснении нового материала задачи помогают иллюстрировать изучаемую тему конкретным практическим применением, в результате учащиеся более осознанно воспринимают теоретические основы химии;
  • Решение задач дома способствует привлечению учащихся к самостоятельной работе с использованием не только учебников, но и дополнительной литературы;
  • С целью контроля и учета знаний лучшим методом также является расчетная задача, т.к. при ее решении можно оценить все качества ученика, начиная от уровня знания теории до умения оформлять решение в тетради;

Использование задач в школе позволяет решать основные функции обучения и воспитания.

  • Обучающие функции обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлению, умением применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации. Решение задач – это активный познавательный процесс.
  • Воспитывающие функции реализуются формированием мировоззрения, расширением кругозора. Учебные задачи являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.
  • Развивающиеся функции проявляются в результате формирования логического, творческого мышления, развитие смекалки учащихся. Решение задач – это мыслительный процесс.

Итак, решение задач:

  • учит мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации;
  • проявляет взаимосвязь представлений и понятий;
  • ведет к лучшему пониманию учащимися химических явлений в свете важнейших теорий;
  • позволяет установить связь химии с другими предметами, особенно с физикой и математикой;
  • является средством закрепления в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий;
  • служит одним из способов учета знаний и проверки навыков, полученных в процессе учения предмета;
  • воспитывает в процессе изучения у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.
 
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин