20 июня 2017 г.

Речевое поведение в иноязычной среде

– В чём состоят основные особенности межкультурного общения?

Обязательным условием владения иностранным языком является овладение нормами речевого и неречевого поведения, свойственного носителям языка, а также умение адаптироваться к особенностям культуры, характерным для сферы употребления нового языка. Обучающимся при ориентированном обучении иностранному языку необходимо адекватно использовать речевые средства, обусловленные национальной спецификой, применять языковые знания в соответствии с речевой ситуацией.

Основу иноязычных способностей составляет способность к переключению с одного языка на другой, гибкость, в связи с этим одной из задач, решаемых при овладении иностранным языком, является формирование механизма переключения, под которым следует понимать умение быстро переходить с одного языка на другой, находить иноязычный эквивалент, совмещать языковые системы двух языков. Это, в свою очередь, предполагает необходимость учёта ситуации общения и культуры общающихся, так как общение включает не только обмен информацией, но и соблюдение правил речевого и неречевого поведения.

Под межкультурным общением принято понимать коммуникативное взаимодействие людей, которые принадлежат к разным национальным культурам и могут отличаться друг от друга в отношении образа и стиля жизни, норм речевого и неречевого поведения.

Естественно, умение осуществлять межкультурное общение не является врождённым для человека, находящегося в рамках только родной культуры. Оно является приобретённым и формируется путём осознанного сопоставительного изучения родной и иноязычной культур. Под правилами речевого поведения, включающими и невербальное поведение, принято понимать нормы, исторически сложившиеся в определённом языковом коллективе, поддерживаемые общественным мнением и определяющие, как должен поступать человек в определённых ситуациях, что он должен делать для достижения в процессе общения желаемого результата.

Таким образом, в процессе обучения должна быть усвоена одновременно с языком и выражаемая этим языком культура. Обучающийся не должен просто говорить на иностранном языке, он должен уметь осуществлять межкультурное общение с соблюдением норм или правил речевого поведения, принятых в стране изучаемого языка. Знание и целесообразное применение данных правил позволят общающимся успешно адаптироваться к иноязычной среде, умело следовать нормам речевого поведения.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методик их
преподавания

Отдел иностранных языков