В методическую копилку педагога-дефектолога предлагаем внести интересный вид коррекционно-педагогической работы – создание «Личного букваря», который апробирован на практике и даёт положительные результаты в обучении детей с РАС.
Рекомендуем ознакомиться с материалами статьи Н.Б. Лаврентьевой (ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва), посвященной данной проблеме.
На протяжении многих лет в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывалась система подготовки детей с аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра (РАС) к школьному обучению. Освоение чтения и письма с помощью создания «Личного букваря» — методика, которая является результатом обобщения опыта коррекционно-развивающего обучения более двадцати аутичных детей. Все дети, которые были вовлечены в формирующий эксперимент, смогли впоследствии обучаться в массовой школе и усваивать общеобразовательную программу. Создание «Личного букваря» является начальным этапом работы по обучению аутичного ребенка навыкам чтения и письма.
Н.Б. Лаврентьева отмечает, что занятия по подготовке к школе с помощью данной методики можно проводить с аутичными детьми, пользующимися речью и прошедшими подготовительный этап обучения, задачей которого является формирование учебного поведения. Таким образом, всем детям с РАС, за исключением тех, у которых отсутствует внешняя, экспрессивная речь (то есть неговорящих детей), занятия с помощью «Личного букваря» нужны и полезны — при условии некоторой подготовительной работы по организации их произвольного внимания и поведения.
Оптимальный возраст для проведения обучения с использованием данного букваря — 5–7 лет, но его можно начинать и позже, если формирование навыков произвольной самоорганизации у ребенка задерживается.
Данный букварь, как и вся система подготовки аутичного ребенка к школе, базируется на представлении об его особых образовательных потребностях. Для понимания специфики занятий по освоению аутичным ребенком грамоты стоит особенно выделить одну из этих потребностей, а именно:
- развитие смыслообразования, которое мы понимаем как достижение осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой усваиваемой им информации;
- формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать и в школе, и, в целом, для познания окружающего мира.
Дети с расстройствами аутистического спектра имеют ряд характерных проблем, неизбежно возникающих при обучении без учета их особых образовательных потребностей:
- ребенок знает все буквы, играет в них, собирает орнаменты из магнитной азбуки, но отказывается складывать из букв слова;
- ребенок знает буквы, но соотносит каждую из них только с одним конкретным словом;
- ребенок умеет складывать слова из букв или обучен чтению по слогам, но не понимает смысла прочитанного, не может ответить ни на один вопрос;
- ребенок умеет читать, но не умеет и категорически отказывается учиться писать;
- ребенок понимает прочитанный короткий рассказ, отвечает на вопросы по тексту, но не может его пересказать.
Как подчеркивает автор методики «Личного букваря» Н.Б. Лаврентьева, задача развития смыслового образования требует использования специального, наполненного для ребенка личностным смыслом учебного материала, организации таких условий обучения, которые позволяют добиться осознания ребенком каждого учебного задания, каждого собственного действия, а также полного осмысления каждого усвоенного навыка.
Проект «Личный букварь» – смысловое чтение и письмо (авторы сотрудники ИКП РАО: Н.Б.Лаврентьева, М.М Либлинг, О.И. Кукушкина) готовится к печати в издательстве «Просвещение», г. Москва (ожидается к декабрю 2017 года).
С полными материалами статьи о методике работы с детьми с РАС по созданию «Личного букваря» можно ознакомиться в Альманахе Института коррекционной педагогики № 29 "Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ" по ссылке.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования