18 февраля 2015 г.

Формирование навыков чтения у детей с особенностями развития

На заседании педагогического совета Торезской специальной общеобразовательной школы-интерната № 43 рассматривались причины несформированного навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта и пути их устранения.

Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.
В.А. Сухомлинский

Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющих общий характер, используемых учениками при обучении.

Научить детей правильному, беглому, сознательному, выразительному чтению – одна из главных задач начальной школы. И эта задача чрезвычайно актуальна в условиях специального обучения детей с особенностями психофизического развития. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании, развитии и коррекции основных психических функций ребёнка.

Обучение чтению приобретает особую коррекционную направленность в условиях специальной школы, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации ее выпускников. Именно этой теме был посвящён педагогический совет Торезской специальной общеобразовательной школы-интерната № 43 (директор Московченко Л.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Толстая И.Ф.), задача которого заключалась в том, чтобы ещё раз рассмотреть причины несформированного навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта и пути их устранения.

В дефектологии вопросами формирования чтения у умственно отсталых детей занимались М. Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, А.И. Граборов, Р. С. Левина, В.Г. Петрова, Р. И. Лалаева и другие. Следует обратить внимание, что чтение учащихся с нарушением интеллекта характеризуется большим количеством ошибок и их стойкостью. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи учащихся специальной школы приводит к нарушению сознательного чтения. Дети испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже имеющийся у них прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения; отмечается характерное фрагментарное усвоение читаемого материала.

Обучение чтению учащихся младших классов специальной школы является наиболее трудной задачей для педагогов. Если у ребёнка начальной школы спросить, что он больше всего на свете любит делать, наверное, мало кто ответит, что он любит читать. Тем не менее, начальная школа должна формировать у учащихся интерес к чтению, навыки осмысленного прочтения; способствовать их литературному и нравственно–эстетическому развитию.

Процесс формирования навыка чтения у детей имеет определенные особенности. Умственно отсталый ребенок овладевает чтением в три раза дольше, чем дети с интеллектуальной нормой. Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера: нарушениями пространственных представлений; зрительно-моторной координации; нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия; нарушением произвольного внимания и памяти; нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, в пространстве, во времени и в речи.

Уроки чтения в младших классах специальной школы организуются как объяснительное чтение. В 1 классе у детей формируют навыки правильного послогового чтения, во 2 классе продолжается работа по развитию послогового чтения и формируется умение читать целыми словами, в 3 классе продолжается работа по переходу на чтение целыми словами, начиная с 4 класса дети должны читать целыми словами  и навык чтения должен характеризоваться следующими качествами: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью.

Представленные материалы из опыта работы Торезской специальной общеобразовательной школы-интерната № 43 будут полезны педагогам-практикам, руководителям специальных и инклюзивных школ, руководителям методических объединений учителей начальных классов.


Кафедра менеджмента образования и психологии
Научно-методический центр специального и инклюзивного образования