30 марта 2015 г.

Подготовка и оформление учебно-сопроводительных презентаций


В настоящее время в контексте расширения и модернизации образовательного пространства приобретает особую актуальность проблема оформления учебного материала в дистанционном формате.

В условиях дистанционного изложения материала первостепенно значим вопрос наглядности. При этом не каждому педагогу по силам самостоятельно записать видеоурок или создать обучающий ролик в формате клипа. Но практически любой, располагая компьютером с операционной системой Windows, способен создать такую простую, но действенную форму наглядной подачи материала, как презентация Power Point.

Специалисты, работающие с этой формой подачи материала достаточно давно, отследили и систематизировали основные этапы создания и параметры оформления презентации, ориентированные на то, чтобы представленная на ней информация воспринималась и запоминалась наилучшим образом.

Предлагаем вашему вниманию краткие инструктивные рекомендации по работе над учебно-сопроводительными презентациями Power Point.
  • Подготовка презентации начинается со сбора материала. Собрав материал, структурируйте его, выделив вводную часть, основную часть и заключение. Введение должно быть кратким и нести в себе идею презентации. Основная часть – самая объемная, содержит весь материал. Заключение должно подводить итог, содержать выводы, рекомендации, пожелания или указания (в зависимости от цели презентации).
  • Основную часть разбейте на параграфы-разделы, которые будут иметь свои наименования. Наименование раздела станет заголовком слайда. Каждый слайд должен содержать заголовок и лаконичную завершенную информацию, которая соответствует заглавию. Если Вы что-то пропустили, потом без труда сможете дополнить свою работу, вставив слайд в нужное место презентации.
  • Узнайте заранее о техническом сопровождении для презентации. Демонстрация на компьютере или плазменном экране всегда дает более четкое и яркое изображение, тогда как демонстрация при помощи проектора на настенном экране дает более размытое и бледное изображение. Кроме того, для демонстрации на большом удалённом экране допустимо, а при использовании проектора целесообразно сделать фон презентации темным, а текст – светлым. С индивидуального монитора естественнее воспринимаются светлые слайды с темным текстом, напоминающие таким сочетанием цветов печатные страницы.
  • Если Ваша профессиональная деятельность предполагает регулярные выступления перед аудиторией с использованием учебно-сопроводительных презентаций, целесообразно разработать собственный стиль оформления презентаций, который должен соответствовать условиям технического сопровождения, которым Вы обычно пользуетесь, и будет являться частью Вашего профессионального имиджа.
  • Приступая к оформлению презентации, необходимо определиться с  цветовой палитрой. Для деловых и учебно-сопроводительных презентаций цветом фона обычно служат бежевый, светло-зеленый, светло-голубой.  Если в качестве фона Вы выбираете градиентную заливку или текстуру, она должна иметь низкую контрастность, чтобы на фоне всех входящих в нее цветовых оттенков текст читался одинаково четко. Текст целесообразно сделать черным иди максимально темным в одной цветовой гамме с фоном (н.пр. светло-бежевый фон и темно-коричневый текст). Можно также использовать  насыщенный зеленый, оранжевый и желтый цвета для акцентов, выделений и других подчеркивающих главное функций.
  • На протяжении всей презентации используйте сочетание не больше 3-х цветов. Выдерживайте работу в едином стиле. Желательно на каждом слайде сделать тонкую рамку в единой цветовой гамме с текстом и фоном, чтобы внимание аудитории было сосредоточено в представляемых пределах.
  • Количество слайдов для учебно-сопроводительной презентации должно соответствовать объему представляемого материала. Для единичного мероприятия (беседы, лекции) целесообразно придерживаться пределов 20-30 слайдов.
  • Содержательная структура презентации выглядит следующим образом:
  1. тема (отдельно на первом слайде)
  2. целевая аудитория
  3. ориентирующие понятия (не более 5)
  4. цель (1-2), задачи (3-5 на каждую цель)
  5. актуальность
  6. основное содержание в виде тезисов: главные тезисы должны быть написаны четко и конкретно,  не более 2-3 предложений либо 1 список, схема, таблица на 1-м слайде.
  7. предполагаемый результат
  8. заключение, обобщение, итоговые рекомендации.
  • Графические изображения используются умеренно и по назначению. Достаточно 1 рисунка или фото на 5 слайдов. Все изображения должны точно и конкретно иллюстрировать те моменты текста, которые на Ваш взгляд, особенно нуждаются в подобных иллюстрациях.
  • Для текста целесообразно использовать шрифты Times New Roman или Tahoma, как наиболее удобочитаемые, размер шрифта – 14 и больше.
Заголовки выделяются по цветовой схеме, для них используется более крупный и (или)  жирный шрифт.
 
Остальные фразы в тексте оформляются обычно, но  главные мысли в них подчеркиваются или выделяются.

Кафедра менеджмента образования и психологии