Современная история ставит перед педагогами сложные требования, вызванные изменениями под влиянием двух больших революций: быстрой экономической глобализацией, с одной стороны, и экспансией информационных технологий – с другой. В этом контексте очевидность положительного эффекта качественного образования неоспорима.
Есть убеждение, что будущее благосостояние государства и народа зависит не только от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей в целом, но именно от того, насколько хорошо мы обучаем их математике и естественным наукам. Примеры, связанных с этими науками проблем, которые требуют их понимания информированным населением, представлены всюду.
Например, в биологии – это клонирование органов, селективное генетическое воздействие на людей, использование ДНК как доказательство в разных сферах. В здравоохранении – это создание новых лекарств, химический и биологический терроризм, прием пищевых добавок, расчет пищевой ценности рациона питания и др.
Развитие образования необходимо начинать с системы поддержки возможностей учителей, которые являются не только энтузиастами своего дела, погруженные в изучаемую дисциплину, но и профессионально подготовленные в большей степени к непрерывному повышению квалификации.
Термин «повышение квалификации» означает запланированный совместный образовательный процесс непрерывного развития учителей, который помогает им реализовать группу следующих заданий: углублять знания предмета, оттачивать мастерство преподавания, не отставать от развития научной и методической мысли, создавать и привносить новое в свою профессию, повышать способность контролировать и давать конструктивную оценку работе учащихся, помогать в выборе направления их самообучения.
К сожалению, методы преподавания остались практически неизменными и в большинстве случаев подход, использованный при проведении уроков, всегда предсказуем. В Японии, напротив, проявление новой образовательной культуры идет через контролируемую совместную работу учащихся. Учителя начинают с ознакомления учащихся с задачами, используя подходы, с которыми те еще не знакомы. Затем учащиеся работают по одному или в небольших группах и решают задачи, связанные с рассуждениями и доказательствами. Если главное в математике и естественных науках – процесс исследования, то ученики должны получить ответ не только на вопрос «Что?», но и узнать о том, «Как?», «Как еще?», «Почему?» и, конечно, «Зачем мне это нужно?».
Перечислим несколько тезисов, которые соотносятся с основными представлениями о высококачественном естественно-математическом обучении.
- Особенности педагогического мастерства могут быть приобретены учителем только благодаря опыту, взаимодействию с другими учителями и практике.
- Основным является не передача инструкций к действию, а процесс исследования.
- Обучение концентрируется на умении наблюдать, получать информацию, анализировать и классифицировать ее, предсказывать и проводить опыты (эксперимент).
- Хороший учитель побуждает к тому, чтобы учащиеся познакомились с новыми возможностями, предложили свои объяснения и вывели из них логические заключения.
- Обучение на основе здорового скептицизма стимулирует учащихся к взаимному анализу работ друг друга, к разделению действий на части и дальнейшему соединению составных частей работы, а также к пониманию того, как были достигнуты результаты.
- Обучение учитывает, признает и строится на различиях в методах преподавания и способностях учащихся, опирается скорее на развитие сильных сторон личности, чем на попытку избавиться от слабых.
Создание высококачественного обучения означает, что школьные советы, руководители учреждений, родители должны поддерживать учителей как главную движущую силу в учебных достижениях учащихся. Учителя должны иметь свободное время, нужное им для того, чтобы обновить знания, осуществить обратную связь в оценке качества своего преподавания с целью его улучшения.
Древняя китайская притча гласит: «Лучшее время, чтобы посадить дерево – двадцать лет назад, второе лучшее время – сегодня». Мы верим, что к задаче улучшения качества преподавания естественно-математических дисциплин на местном и государственном уровнях педагоги подойдут с мудрых позиций.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания