21 апреля 2015 г.

Формирование экологической культуры школьников

Донецкий институт последипломного педагогического образования 27-30 апреля 2015 года проводит электронную конференцию «Качество естественно-математического образования: проблемы, реалии, перспективы».

Программа конференции охватывает широкий круг вопросов, посвященных актуальным проблемам стратегии и технологиям преподавания естественно-математических дисциплин, одним из которых является формирование экологической культуры школьников.

Целью экологического  образования, является формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного отношения к окружающей природной среде. Содержание учебно-воспитательной работы в этом направлении заключается в раскрытии перед учащимися многогранной ценности природы. Но существенным недостатком современного экологического воспитания является слабое отражение вопросов экологической этики, общей и социальной экологии в содержании предметов естественного цикла. Декларативные призывы авторов ныне действующих учебников относиться к природе бережно и рационально не приносят ожидаемого результата.

Исходя из этого, для учителей, которые преподают базовый курс экологии, курсы по выбору и факультативы экологической направленности поиск путей совершенствования школьного экологического образования должен стать основной задачей, которая может выполняться не только через учет индивидуального подхода на основе изучения психологических особенностей формирования личности или  развитие мотивационной сферы обучения,   но и через использование результативных технологий, методов и форм обучения.

Технология формирования критического мышления может служить общим руководством для преподавателя, который перед каждым занятием выбирает методы, адекватные поставленным целям и задачам, а также использует конкретные приемы обучения, формы организации деятельности и оценки на уроках, лекциях, семинарах, практических занятиях.

Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия, представляющая собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Говоря о технологии воспитания экологической культуры, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый качественный уровень.

Опыт  работы показывает, что наиболее продуктивными методами и приемами работы учителя по формированию экологической грамотности учащихся являются следующие:
  • ­стадия вызова проходит наиболее ярко и эмоционально при опоре на креативные способности учащихся (сочинение сенкана, рассказа-активизации по ключевым словам, работы с перепутанными логическими цепочками, графическая систематизация имеющихся по проблеме знаний). Формируя положительную мотивацию учащихся и создавая психологический комфорт, мы стимулируем школьников к постановке вопросов, требующих знакомства с новой информацией, и потому переход к стадии осмысления нового материала становится целесообразным и естественным;
  • ­стадия  усвоения и осмысления знаний. На ней наиболее эффективными являются методы активного чтения (маркировка, ведение дневников, бортовых журналов и т.п.) и поисковая работа в парах и группах (заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий и пр.);
  • ­стадия рефлексии. Работая с учащимися: нужно стараться включить их в диалог, направленный на осмысление собственной деятельности и результатов познавательного процесса, стимулировать школьников к дальнейшим исследованиям в области изучаемого предмета, осуществляя при этом включение в надпредметную деятельность. Оптимальными, на наш взгляд, могут быть такие методы и приемы, как написание творческих работ (сенкан, диамант, эссе), введение в учебно-исследовательскую деятельность, творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.
На практике   в рамках  экологизации образования можно использовать  методы и приемы технологии   критического мышления на интегрированных уроках (биология +литература, природоведение + ИЗО, биология + литература + технология + ИЗО) и спецкурсах («Экология и мы»), во внеурочной деятельности (кружок «Школа здоровья»), также отдельные элементы применимы на каждом уроке в зависимости от уровня готовности учащихся к новому уровню осмысления материала.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин