14 мая 2015 г.

Концептуальные особенности преподавания предметов обществоведческого цикла в условиях нового образовательного стандарта

В рамках учебного предмета «обществоведение» компонент государственного стандарта основного общего образования включает в себя значительный по объему правовой блок.
Главная цель данного курса – дать понятие общей социальной направленности правовых установок, привить обучающимся навыки правильного ориентирования в системе законодательства, умение соотносить их юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни, без чего невозможна выработка элементарных навыков юридического мышления.

Объем необходимых современному гражданину правовых знаний достаточно велик, но школа не может и не должна ориентироваться на долгосрочное усвоение учениками всех жизненно актуальных правовых норм. Необходимо дать школьнику возможность приобретения опыта участия в ситуациях, регулируемых правом, представление о том, как искать необходимую правовую информацию, развить ключевые компетенции, дающие возможность практического решения проблем правового характера.

Главным итогом практического освоения основ права будет понимание приоритетности правовых норм, особой значимости права и освоение правовых способов действия в современном обществе. Эта задача решается  на этапе основного общего образования обязательным изучением в качестве отдельного модуля в рамках интегрированного учебного предмета «Обществоведение».

В старшей школе учебный предмет «Право» представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

  • Базовый уровень стандарта
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

  • Профильный уровень стандарта
Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации;  формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. 

Школьники приобретают навыки использования  норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

Право как учебный предмет создает основу для становления  правовой компетентности обучающихся. Данная компетентность является комплексной характеристикой социального действия, в которой в единстве проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведения. Практика преподавания правоведения показывает, что усвоение учащимися содержания правового образования достигает наибольшей эффективности там, где широко используются новейшие педагогические технологии, обеспечивающие деятельностный, компетентно-ориентированный подход в организации учебного процесса: обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов.

Таким образом, стандарт обществоведческого образования своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые, в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов. 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин