15 мая 2015 г.

Дидактическая характеристика принципа региональности экологического обучения и воспитания

В современной дидактике сложилась система принципов, представляющая собой совокупность классических и появившихся в ходе развития науки и практики в последние десятилетия. В этой связи принцип региональности следует рассматривать как самостоятельный общепедагогический, дидактический принцип, непосредственно связанный с принципами развивающего и воспитывающего характера обучения, связи обучения с жизнью и доступности обучения.

Принцип региональности – это принцип обучения и воспитания, выражающийся в приближении средств и способов обучения и воспитания к объекту педагогического воздействия, где регион принимается в качестве содержания обучения (предмета обучения) с одной стороны и фактора отбора содержания с другой. При этом регион рассматривается как часть страны, мира (элемент системы), т.е. наряду с мировоззренческим и частнонаучным, приобретают первостепенное значение политический, идеологический, экологический аспекты образования.

Это воспитание чувства ответственности за судьбу региона, понимание его положения и значения в геополитической системе, психологическая установка на участие в деятельности именно на своем месте («где родился, там и пригодился»), стремление сохранить природу своей «малой родины», сберечь ее естественные ресурсы.

Функции регионального компонента содержания экологического образования можно систематизировать следующим образом:
  • Теоретико-методологическая:
  1. ­реализация основных дидактических принципов: принципа развивающего и воспитывающего характера обучения, принципов наглядности, доступности и связи обучения с жизнью;
  2. ­формирование умений моделировать и прогнозировать экологические проблемы в пространстве и времени от локального до глобального уровней;
  3. ­формирование целостного представления о мире, природе, человеке.
  • Практико-ориентирующая:
  1. ­формирование личности, адаптированной к окружающей социальной и природной среде, с целью самореализации  в условиях региона;
  2. ­развитие исследовательских умений и навыков, знакомство с методами и приемами научного познания.
  • Культурологическая:
  1. ­создание условий для возрождения и сохранения народной культуры, воспитание патриотизма и толерантности на основе диалога культур;
  2. ­формирование региональной политической общности людей.
Назначение регионального компонента содержания стандарта школьного образования – обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование, вооружение учащихся системой стартовых знаний и представлений о регионе.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам образовательных учреждений адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать потребность в здоровом образе жизни и охране окружающей среды.

Таким образом, процесс реализации принципа региональности, охватывающего внесение в цели, содержание и форму экологического образования региональных особенностей, приближение его к конкретным обстоятельствам жизни, и является специфическим фактором модернизации системы работы современной школы. Рекомендуем ознакомиться с информацией, представленной на сайте государственной экологической инспекции в Донецкой области - http://ecology.gov.ua/ 

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания